Этика властеосуществления как системообразующий фактор культуры государственного управления на Руси и в России
Термин этика - древнегреческого происхождения. Он восходит к слову этос, которым обозначалось местопребывание (жилище, гнездо птицы, логово зверя). Аристотель ввел в употребление термин этика для обозначения, во-первых, добродетелей, присущих совершенному человеку; во-вторых, той области знания, которая эти добродетели изучала. 1
В современном понимании этика - это и учение о морали и свод мораль¬ных нормативов, правил отдельных общественных групп, а также лиц.2
Наряду с правом этика, как известно, является важнейшим регуля-тором жизни государства и общества. История Руси, а затем и России, складывалась таким образом, что в течение многих столетий системати-зирующим началом управленческой культуры в меньшей мере были правоустановления, в большей - этика властеосуществления в том ее автори-тарном воплощении, в каком отношения между государством и общест¬вом выстраивались по вертикали власть - подчинение, так что общест¬ву официально отводилась роль пассивного объекта государственно-властных воздействий.
Вкупе с законоустановительными мерами этика властеосуществле¬ния реализовалась в виде систематизации и упорядочивания морального опыта управления, в качестве феномена, характеризующего и форми¬рующего мораль лиц, власть предержащих.
Развитие русской, а затем и российской культуры государственного управления отмечено, с одной стороны, преемственностью ряда пред-ставлений об идеальном правлении, о его этико-ценностных основах, с другой - исторически обусловленными изменениями и в этой культуре, и в этике властеосуществления.
Среди устойчиво-стереотипных идеалов неизменно выделялся иде¬ал человеколюбивого правления. На разных этапах истории Руси и Рос¬сии он так или иначе сочетался с иными духовно-нравственными ориен¬тирами и ценностями, оказываясь в арсенале различных политико-правовых систем и режимов.
Устойчивость подобной преемственности коренилась в том, что человеколюбие в его специфически русском понимании являло собой и исконную черту национального характера, и универсальную ценность русской национальной культуры.
На обыденно житейском уровне оно воплощалось (и воплощается) в незлобливости, прощении обид, милосердии, самоотверженности на пользу
___________________
1Степнов П.П. Мораль и этика; во¬просы истории и теории. М., 1999. С.156
2Ожегов СИ. Словарь русского языка. М, 1988. С. 74.
других, терпевши, кротости, снисходительности, готовности по¬мочь и утешить. В этико-ценностном плане человеколюбие означало общечеловеческую обязанность любить в каждом живом человеке, будь он личный враг или последний из глубоко падших людей, не то, что он есть в действительности по отношению к нам, а то, чем мог и должен быть в качестве человека.1
На протяжении всей истории развития культуры государственного управления по Руси и в России идеал человеколюбивого правления не-изменно сопрягался, а порой как бы перевоплощался в иные стереотипы властеосуществления. Период Киевской, затем Московской Руси, Рос-сийской империи, наконец, советская эпоха не были обойдены сопряже-нием этого идеала с представлением об отеческом попечительстве вла¬сти, с промериванием вертикали власть-подчинение по шкале семейно-патриархальных отношений. После крещения Руси русско-православная традиция стала отождествлять человеколюбие с любовью во Христе, чье воплощение виделось в любви взаимной и всеобщей, связующей че¬ловека невидимой связью со всем человечеством. Отсюда вытекала идея спасения людей не индивидуального и обособленного, а совместно¬го и соборного. Тем самым утверждался принцип общей нравственной и религиозной ответственности каждого за всех и всех за одного.2
Вся работа доступна по ССЫЛКЕ