Управление дебиторской задолженностью на промышленных предприятиях
Дебиторская задолженность является частью фондов обращения предприятия и представляет собой обязательства дебиторов перед предприятием по выплате денег за предоставление товаров или услуг. Выяснение причин дебиторской задолженности обнаруживает сложность проблемы, скрывающуюся за простым ее определением.
В экономической науке нет единого подхода к определению сущности и значения дебиторской задолженности. Некоторые отечественные и зарубежные экономисты, например Ефимова О.В . и Родригес Р.Дж. , рассматривают дебиторскую и кредиторскую задолженности как инструмент управления оборотным капиталом организации. По их мнению, дебиторская задолженность представляет собой вложение средств и расширение продажи в кредит с целью увеличения объема реализации и собственного капитала. С позиции маркетинговой политики организации ряд авторов, таких как, Бригхем Ю. и Гапенски Л. , трактуют дебиторскую задолженность как инструмент стимулирования спроса. Под влиянием рыночной конкуренции предприятия стремятся привлечь как можно больше покупателей, предоставив им отсрочку платежа приобретаемых товаров, что приносит выгоду в виде увеличения объема продаж. В данном случае дебиторская задолженность является ожидаемой и планируемой в рамках кредитной политики предприятий.
В связи с переходом на Международные стандарты финансовой отчетности, все большее распространение в отечественной экономической литературе получает точка зрения, согласно которой дебиторскую задолженность следует считать финансовым инструментом.
Финансовый инструмент - это любой договор, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у одной компании и финансовое обязательство или долевой инструмент - у другой. Этот инструмент предполагает рациональное использование его в практике хозяйствующих субъектов.