История и предпосылки возникновения факторинговых операций
Факторинг – это одна из древнейших форм торгового кредитования. Его отдельные черты можно найти и в Римской Империи, и в эпоху царя Хаммурали, 4000 лет до н.э. Уже в те далекие времена торговцы применяли его в своей деятельности.
Слово «фактор» происходит от латинского глагола «facio», что в буквальном переводе означает «тот, кто делает» .
Начало операциям факторинга положил созданный в Англии в 17 веке Дом факторов (House of Factors). В то время крупные европейские торговые дома имели свои представительства в колониях-факториях, которые возглавляли Факторы. Так назывались торговые посредники по сбыту товаров на незнакомых иностранным производителям рынках. Перед Фактором, знавшим товарный рынок, платежеспособность покупателей, законы и торговые обычаи данной страны, ставились задачи поиска надежных покупателей, хранения и сбыта товара, а также последующего инкассирования торговой выручки. Большое количество факторинговых компаний возникло в конце 19 века в США. Необходимость в них была обусловлена бурным развитием капиталистической рыночной экономики в странах Запада. Факторинговыми компаниями первоначально являлись агентами «делькредере» немецких и английских поставщиков одежды и текстиля.. Del credere agent - торговый агент, гарантирующий оплату всех товаров, которые он продает от имени своего принципала, если его клиент окажется неплатежеспособен. В качестве компенсации риска неплатежа он взимает дополнительное комиссионное вознаграждение. С ростом факторинговых компаний к вышеперечисленным услугам добавилась функция финансирования поставщика, а некоторые функции из вышеперечисленных отпали, например, функция хранения и сбыта товара .
Продажа любого товара или услуги по предоплате или оплате "по факту" прекращается одновременно с исчерпанием платежеспособного спроса непосредственных потребителей. Для поставщиков сырья таковыми являются производители конечной продукции, для производителей - оптовые торговцы, для оптовиков - розничные торговцы. При этом никакие ценовые скидки или качество сервиса не способны изменить ситуацию и увеличить объем продаж. В отличие от факторинга, товарный кредит фактически позволяет покупателям расплачиваться за товар после его реализации. В этом случае объем продаж товара ограничивается лишь платежеспособным спросом конечного потребителя, т.е. фактически совокупным платежеспособным спросом населения.