По существу факторинг является формой финансирования товарного кредита. Товарный кредит в ХХ веке стал одним из главных отношений между поставщиком и потребителем продукции, придя на смену оплате товаров по факту поставки. На протяжении длительного времени преобладали документарные формы погашения товарного кредита: должник выписывал продавцу вексель, чек или открывал в его пользу аккредитив. Такая форма расчетов приводила дебитора к росту накладных расходов и обязанности погасить товарный кредит точно в срок независимо от возможных финансовых трудностей. Не желая вовремя отдавать долги, а иногда и просто не имея возможности, покупатели стали отказываться от документального оформления своих обязательств, прибегая к так называемому платежу по открытому счету, стараясь сохранить завоеванные рынки сбыта, продавцы были вынуждены согласиться с изменением порядка расчетов за поставляемую продукцию. Переход к расчетам по открытому счету вызвал ухудшение платежной дисциплины покупателей практически во всем мире. Это привело к значительному росту риска потери ликвидности для поставщика, справиться с которым могли только крупные компании с диверсифицированными продажами и отлаженной системой контроля и управления рисками.
В рыночной экономике взаимосвязь денежного и товарного обращения столь сильна, что нарушение в одном звене, приводит распространению и накоплению неплатежей всей системы, что чревато кризисами. Это является основной причиной возникновения в рыночном механизме, в частности в его кредитно-денежном секторе, нового элемента – факторинга. Чтобы поддержать поставщиков в такой ситуации, факторинг стал логичным и удобным выходом из сложившейся ситуации, являясь, прежде всего средством финансового обеспечения деятельности поставщика на время вынужденного отвлечения оборотных средств на сроки товарных кредитов его покупателям, а также административного управления дебиторской задолженностью и учета его продаж.