Специалисты среднего звена: их роль и функции в рыночной экономике
Среднее профессиональное образование развивается в тесном взаимодействии со сферой труда, то есть со всеми отраслями экономики. Целевая направленность профессионального образования обусловливает его преимущественную ориентацию на обеспечение профессиональной реализации личности, следовательно, – на удовлетворение интегрированной потребности личности и общества, то есть потребности в получении образования и потребности в кадровом потенциале.
Потребность в специалистах средней квалификации была обусловлена специализацией труда. К историческим аналогам современного среднего профессионального образования можно отнести такое образование, которое обеспечивало формирование специалистов необходимых для выполнения профессиональной деятельности, связанной с проведением расчетов, принятием решений, организацией деятельности небольших коллективов. [20, с.1]
В настоящее время кадры со средним профессиональным образованием используются в различной деятельности и выполняют широкий круг функциональных обязанностей, в ряде случаев, не имеющих достаточно четких границ по отношению к функциям других категорий работников.
Основной формой классификации профессионально-квалификационной структуры персонала, согласно официальной статистике МОТ, является разделение занятых на три укрупненные группы:
1) "белые воротнички", т.е. персонала занимающегося преимущественно умственным трудом;
2) "синие воротнички", т.е. рабочие различных профессий и уровней квалификации;
3) работники обслуживания (к последней группе в международной статистике относят поваров, официантов, медицинский обслуживающий персонал, полицейских, пожарных, работников домашнего хозяйства - прислугу, уборщиков и т.п.).
Вторая и третья группы в приведенной квалификации образуют рабочую силу, занятую преимущественно физическим трудом. В состав этих укрупненных групп входят различные подгруппы. Так, к работникам преимущественно умственного труда относятся: руководители, технические специалисты. Работники преимущественно физического труда подразделяются на высококвалифицированных, низкоквалифицированных и просто квалифицированных. Кроме того, в этой группе выделяются рабочие так называемых сквозных профессий. [115]
Данная классификация отчасти используется и в отечественной статистике. По аналогии, в зависимости от участия работника в технологическом процессе выделяют следующие группы работников:
- руководители предприятий, учреждений, подразделений, осуществляющих подбор и расстановку кадров, координацию работы отдельных исполнителей, различных звеньев аппарата управления, контроль и регулирование хода производства, административно-распорядительные функции и т.д.;
- специалисты: научные работники, инженеры, техники, экономисты и др., осуществляющие разработку и внедрение в производство новых или усовершенствованных видов продукции, технических и экономических нормативов, а также форм и методов организации производства, труда и управления и т.д.;
- технические исполнители (служащие): учетчики, счетоводы, машинистки, чертежники, делопроизводители и т.д.
- рабочие: основные рабочие (низкоквалифицированные рабочие), которые выпускают непосредственно продукцию, вспомогательные (высококвалифицированные рабочие) - обслуживают производственный процесс.
Вся работа доступна по ССЫЛКЕ