Сущность и особенности маркетинга в сфере профессионального образования
Маркетинг образовательных услуг возник в недрах некоммерческого маркетинга, получившего развитие в 60-е годы в США. В 70-80-ые годы положения этой теории были рассмотрены применительно к вопросам обучения взрослых и повышения квалификации. Первую комплексную концепцию образовательного маркетинга в отношении производственного повышения квалификации предложили в 1980 году немецкие ученые В. Загерс и Ф. Хеберлин маркетинг образования они отнесли к специальному маркетингу услуг [146].
В странах с рыночной экономикой необходимость маркетинга возникала по мере того, как отрасли подходили к ситуации, когда наращиваемый объем предложения товаров (услуг) впервые уравновешивал доминировавший ранее спрос и в дальнейшем устойчиво превосходил его («точка маркетинга»). Достижение «точки маркетинга» в системе российского среднего профессионального образования налицо.
Поступление в техникум (колледж) сегодня не редко рассматривается как «вынужденная мера» при неудачной попытке зачисления в вуз и ограниченных финансовых возможностях либо как «промежуточный» этап для приобретения высшего образования. Кроме того, общественность нередко путает учебные заведения начального профобразования с учебными заведениями СПО.
В связи с этим государственных средних специальных учебных заведениях в последние годы существенно снизился уровень конкурсности при поступлении. В течение ряда лет конкурс при поступлении в образовательные учреждения среднего профессионального образования по всем формам обучения не превышает 1,53 человека на место (в высшей школе 2,2 чел.). При этом, если в 1999 году конкурс по очной форме обучения составил 1,82 человека на место, то в 2002 году конкурс при поступлении в средние специальные учебные заведения на бюджетной основе составил 1,75 человек на место [212].
Явно не оправдала ожиданий система негосударственного образования. За период 1995-2002 года в системе подготовки специалистов среднего звена создано всего порядка 190 средних специальных учебных заведений, в которых на начало 2002/03 года обучалось 97 тыс. чел. [24, с.223]. Таким образом, негосударственный сектор среднего профессионального образования составляет сегодня не более 5% системы подготовки специалистов среднего звена. Спрос здесь часто оказывается неудовлетворенным уже в процесс обучения (по качественным или иным требованиям), вследствие чего предложение начинает превышать спрос.
Кроме того, расширение филиальной сети средних специальных учебных заведений в России, а также снижение ограничений на внебюджетный прием в государственные ССУЗы изменили конкурентную среду на рынке образования. Обострение конкуренции, являющееся естественным следствием развития рыночной экономики, диктует необходимость поиска инструментария повышения конкурентоспособности образовательного учреждения. Этим целям служит использование концепции маркетинга в управлении деятельностью средних специальных учебных заведений.