Развитие системы государственного регулирования среднего профессио-нального образования в России
На всех этапах общественного развития среднее профессиональное образование было неотъемлемой частью единой системы образования.
Учебные заведения средней специальной школы возникли еще в XVII в.. Однако как особая ступень в системе общего и профессионального обра-зования сформировалась в конце XIX – начале ХХ в. под влиянием разделе-ния труда и его организации в условиях развитого крупного машинного производства. В России первое коммерческое училище было образовано в 1772 г.. [103, с. 10] Однако в дореволюционной России сеть учреждений среднего специального образования развивалась крайне медленно. К 1914 г в стране имелось 450 средних специальных учебных заведения, подведомственным различным министерствам, в которых обучалось 54 тыс. человек. Это значит, что на 10 000 человек приходилось 34 учащегося. [105, с.32] Как самостоятельная ступень системы образования, среднее профессиональное образование сформировалось в первой половине ХХ века.
За время становления и развития системы среднего профессионального образования можно выделить три периода, характеризующихся различной степенью государственного вмешательства в процессы, протекающие в этой сфере:
- период советской системы среднего специального образования (1918-1987 гг.), характеризующийся жесткой централизацией организации и управления;
- «перестроечный» период (1987- 1992 гг.), для данного периода характерна демократизация управления среднего профессионального образования, в основе, которой был заложен переход от преимущественно административных к экономическим методам руководства;
- современный период (с 1992 гг.), которому свойственен демократи-ческий, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений, регионализация системы сред-него профессионального образования.
После установления в стране советской власти новому политическому режиму для восстановления и дальнейшего развития производительных сил страны необходимо было поднять образовательный и культурный уровень населения. Поэтому в первые же годы социалистического строительства со-ветское руководство наряду с задачей использования и перевоспитания ста-рых специалистов поставил задачу формирования новой интеллигенции из рабочих и крестьян. [84, с.7] Важная роль в решении проблемы подготовки специалистов с первых лет Советской власти отводилась средней специаль-ной школе.
В короткие сроки среднее специальное образование, базирующееся на неполном среднем образовании и имеющим менее продолжительный срок обучения, чем высшие учебные заведения, и требующее не сложной (по тому времени) учебно-материальной базы позволяла в короткие сроки подготовить массового работника средней квалификации.
Особая важность сети техникумов была обусловлена объективными причинами недостаточного комплектования отраслей народного хозяйства специалистами среднего звена. Положение промышленности характеризовалось следующими моментами: чрезвычайно низким процентов инженеров и еще более низким процентов техников, не-нормально высоким процентом на тех должностях «практиков» (39%) малым притоком молодых специалистов и недостаточностью их научно-технической подготовки.
В отношении техникумов являлось необходимым расширение контин-гента и сети средних специальных учебных заведений, с тем, чтобы к концу пятилетия (1928-1932 гг.) соотношение между количеством инженеров и тех-ников было не менее, как 2:3. Число учащихся в техникумах только за период 1928-1932 гг. увеличилась в четыре с лишним раза, в 1932 г. численность специалистов с законченным средним образованием составила 288 тыс. чел.
Значительное повышение контингента в первые пятилетки учащихся и сети средних специальных учебных заведений создавала трудности управле-ния ими. Требовалось поднять уровень руководства техникумами, различа-ющимися профилем, создать учебную и методическую литературу по раз-личным профилям. Работники же просвещения, в ведении которых находи-лись средние специальные учебные заведения, не обладали такими специальными знаниями и не могли обеспечить учебным заведениям ни должной помощи, ни квалифицированного контроля.