Государственный заказ в системе среднего профессионального об-разования
До начала 90-х годов расходы на обучение специалистов среднего звена почти полностью покрывались государством, и в этом смысле государственный заказ в системе подготовки кадров носил всеохватывающий характер. Доминирующее положение государства в плановой экономике, с одной стороны, позволяло гарантировать всеобщее бесплатное образование, с другой, обеспечить реализацию «заявочного» механизма выявления потребности в специалистах, гарантирующий трудоустройство выпускников.
С переходом на рыночные методы хозяйствования государство утра-тило прежнее влияние на экономику страны. Большинство предприятий государственной собственности в начале 90-х гг. было приватизировано, в связи, с чем утратил свое действие механизм формирования заявленной потребности в специалистах. Кроме того, что потеря прямого государственного контроля над основной частью производственного сектора экономики неизбежно привело к сокращению объемов финансовых ресурсов, поступающих в распоряжение государства. Государство оказа-лось больше не в состоянии полностью содержать систему образование. Возникла необходимость в создании нового механизма государственного финансирования системы профессионального образования.
Становление демократического социального государства в России определило новую концепцию формирования государственного заказа в сфере подготовки кадров.
ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992г установил, что получение бес-платного среднего профессионального образования осуществляется в госу-дарственных образовательных учреждениях в пределах федерального ком-понента государственного образовательного стандарта в соответствии с за-даниями (контрольными цифрами) по приему студентов на бесплатное обу-чение. Таким образом, теперь государственный заказ призван удовлетворять, прежде всего, потребности личности в профессиональном образовании, а затем уже – потребности отраслей народного хозяйства.
В соответствии с новым механизмом, величина государственных рас-ходов на среднее профессиональное образование определялась на ос-новании федеральных и региональных программ развития среднего профессионального образования и контрольных цифр приема студентов, составленных органами государственного управления, а также финансовых нормативов, представляющих объем бюджетных средств, расходуемых на обучение одного обучающегося (студента) за год.