Рентабельность деятельности предприятия и методика ее определения
Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода торговых предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.
Показатели рентабельности характеризуют эффектив¬ность работы пред-приятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной в политике и цено-образовании.
Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затра-ченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным (прибыли) ресурсам.
Общая рентабельность представляет собой процентное отношение балан-совой (общей) прибыли к среднегодовой суммарной стоимости производ-ственных основных фондов и нормируемых оборотных средств. Расчетная представляет собой – отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фон-ды.
Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Пока-затели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризу-ют относительную прибыльность.
Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия могут оцениваться с помощью абсолютных и относительных показателей
Абсолютные показатели позволяют проанализировать динамику раз-личных показателей прибыли за ряд лет. При этом следует отметить, что для получения более объективных результатов следует рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов.
Относительные показатели меньше подвержены влиянию инфляции т.к. представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала, или прибыли и издержек обращения.