Методика проведения и анализ результатов экспериментальной работы
Рассматривая экспериментальную работу мы опираемся на исследования И.Я. Лерненра, определяющего педагогический эксперимент как научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы с целью поиска более эффективных способов решения педагогических проблем, исследовательскую деятельность по изучению причинно-следственных связей в педагогических явлениях и условий его протекания, активное воздействие явления на педагогическое исследование [57].
Теоретической основой экспериментальной работы явились работы Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, В.И. Краевского, А.М. Новикова, Л.М. Фридмана и др.
В исследовании учтены условия эффективности проведения эксперимента:
• анализ состояния исследуемой проблемы в теории и практике;
• конкретизации гипотезы на основе изучения состояния проблемы в детских оздоровительных лагерях;
• определение необходимого числа экспериментальных объектов с учетом цели и задач исследования;
• однородность состава экспериментальных и контрольных групп;
• объединение экспериментальной и практической работы.
Цель экспериментальной работы – проверить эффективность предложенной модели «Развитие профессионально-педагогической компетентности вожатого детского оздоровительного лагеря».
Для достижения поставленной цели мы определили четыре этапа исследования, подчиненных цели и задачам экспериментальной работы: подготовительный, констатирующий, программный и формирующий. Все этапы связаны между собой, логика их определяется общей целью. Исходя из условий и содержания были определены методы исследования, дающие достаточно высокую степень надежности полученных результатов. Выбор данных методов основывался на методологических принципах объективности, научности, учета непрерывного изменения и развития исследуемых объектов.