Задачи, основные направления и содержание обучения младших школьников речевому этикету в начальной школе
Требования ФГОС НОО к уровню подготовки оканчивающих начальную школу говорят о том, что учащиеся должны владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.
В начальной школе проводится работа по развитию речи учащихся, происходит овладение основными видами речевой деятельности (говорением, слушанием, чтением и письмом).
Основными задачами обучения младших школьников речевому этикету являются:
1.Обогащение активного и пассивного словаря детей и структуры речевой деятельности учащихся - её содержательности (знания предметов речи); формирования правильности речи (грамматической и орфографической, стилистической и орфоэпической); точности (соответствия в выборе средств языка и соответствия речевой ситуации);
выразительности, благозвучности; развитие логической стороны речи, развитие речевого (фонематического) слуха; способности слышать, различать и воспроизводить интонационную, эмоционально-смысловую стороны речи, паузы, ударение не только словесное (орфоэпическое), но и логическое, эмоциональное; развитие двух планов речи: внутренней и внешней на уровне замысла, выстраивание логики, выбора слова, интонации и т.д.
2.Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
3. Обучение младших школьников слушанию.
4. Развитие диалогической речи.
5. Совершенствование произносительной культуры младших школьников.
6. Обучение младших школьников невербальному общению.
Согласно классификации Н.И. Формановской, применительно к изучению речевого этикета в начальной школе можно выделить три группы упражнений.