У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Тетрихотомия в гносеологии как исследовании генезиса смысла

     

      В основе функциональной теории познания, которая по своим ти- пологическим характеристикам противостоит как объективистским теориям пассивного отражения смысла, наличествующего вне челове- ка, так и априористским теориям вне- и сверхопытного характера по- знания, лежит идея опытной субъективности смысла. Как видно уже из самой постановки проблемы, типология гносеологических позиций, по нашему мнению, должна проводиться по двум основным критериям: сущностному (что представляет из себя процесс познания смысла) и атрибутивному (каков этот процесс, каковы обстоятельства, условия его осуществления).

      Проанализировав различные эпистемологические подходы в лин- гвистических исследованиях, а также рассмотрев с позиций функцио- нализма философскую проблему генезиса смысла (См. Приложение 5 ), мы остановились на том, что с точки зрения сущности процесс по- знания может пониматься либо как процесс смысловосприятия (полу- чения, обнаружения, открытия, отражения, нахождения смысла), либо как процесс смыслопорождения (построения, создания смысла). Пер- вая позиция максимально ориентирована на смысл как объект позна- ния, очерчивает локальную ориентацию процесса познания как дви- жение от смысла к субъекту, т.е. как проникновение смысла в субъект извне, снаружи. Вторая, наоборот, максимально ориентирована на субъект познания, очерчивает локальную ориентацию познавательно- го процесса как движение от субъекта к смыслу, т.е. как исхождение смысла из субъекта вовне, наружу. Именно поэтому данный критерий типологической классификации можно еще назвать локальным. Прин- ципиальное различие между названными гносеологическими позиция- ми состоит в том, что первая ищет истину как нечто субстанциальное, а вторая ее продуцирует. В.Джемс так определял сущность истины в 76 прагматической (= функциональной) методологии: “Истина какой- нибудь идеи - это не какое-то неизменное, неподвижное свойство, за- ключающееся в ней. Истина случается, происходит с идеей. Идея ста- новится истинной, делается благодаря событиям истинной. Ее истин- ность - это на самом деле событие, и именно процесс ее самопрове- ряния, ее проверки. Ее ценность и значение - это процесс ее под- тверждения” (Джемс,1995:100). Б.Рассел также определял научное постижение истины прагматически как устранение “таких верований, которые являются ... источником потрясений, и в удержании таких, против которых нельзя привести никаких определенных аргументов” (Рассел,1957:218).

      Следовательно, по локальному признаку гносеологические подхо- ды можно противопоставить как объективистские (объектная гносео- логия) и субъективистские (субъектная гносеология). Термины "объ- ектная" и "субъектная", наверное, лучше подходят к нашим целям, так как они наименее коннотированы и идеологизированы. Кроме того они подчеркивают не характер результатов познания (их соответствия или несоответствия "объективной" истине), поскольку такая постановка проблемы (свойственная чаще представителям объектной гносеоло- гии) неминуемо влечет за собой оценочность, а значит, и субъектив- ность утверждений (один из парадоксов эпистемологии), но подчерки- вают именно направленность и характер самого познавательного про- цесса.

      К объектным гносеологическим теориям можно отнести практиче- ски все феноменологические (эссенциалистские) и позитивистские (эмпирические) построения. К субъектным - рационалистские и функ- циональные. Впервые дихотомию “объективизм / субъективизм” в эпи- стемологию ввел Р. Декарт. М.Вартофский отмечал, что именно Де- картом “в основания современной науки и философии была введена альтернатива: реализм - инструментализм. Эта альтернатива породи- ла два понимания науки: (1) наука - это исследование истины в том смысле, что она формулирует и обосновывает истинные суждения от- носительно мира, природы или природного бытия; (2) наука - это ин- 77 струмент предвосхищения будущих данных опыта на основе откры- ваемых и формулируемых закономерностей в прошедшем опыте” (Вартофский,1978:56).

      Второй критерий типологии гносеологических подходов в лин- гвистике - атрибутивный - касается темпорального1 характера и усло- вий познавательного процесса, а точнее, отнесенности познания к опыту человеческой жизнедеятельности. Теории, ориентированные на опыт как основную детерминирующую категорию познания, обычно определяются как методологически апостериорные, а теории, ориен- тированные на вне- и сверхопытное познание, - как методологически априорные.

      Вся работа доступна по Ссылке

     

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.