У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Знакообразование и словопроизводственные модели внут- ренней формы языка

     

      Выше мы рассмотрели процесс семантического и фонетико- графического речепроизводства. В основе этой стороны речевой деятельности лежат акты предикации, сопровождаемые субститутив- ными процессами выбора необходимых языковых знаков и моделей ВФЯ. Но речевая деятельность не сводится только лишь к речепро- изводству. Для того, чтобы могло осуществляться предикативное (рема-тематическое) соположение речевых единиц, необходимо иметь в системе знаков (в ИБЯ) и в системе моделей (в ВФЯ) доста- точное количество инвариантных единиц знакового и модельного ха- рактера. Таким образом, мы склонны видеть словопроизводство (или шире, знакообразование) в качестве второй стороны речевой дея- тельности, в основе которой лежат субститутивные нейропсихические процессы, сопровождаемые подготовительными предикативными ак- тами.

      Теория актуального членения, выдвинутая Вилемом Матезиусом (Mathesius,1961), имеет непосредственное отношение не только к проблеме коммуникативной предикации высказываний, но и к про- блеме соотношения субститутивных и предикативных познаватель- ных актов. Согласно представлений Матезиуса каждое речевое про- изведение представляет собой пропозициональную функцию, разло- жимую на два компонента - тему (заданное, уровень исходного зна- ния) и рему (новое, модальное воздействие на тему с интенциальной установкой на познание). Развивая эту идею, мы попытались распро- странить ее на все речемыслительные процессы или, вернее, на весь речемыслительный процесс, а не только на предикацию мысли вы- сказыванием. Как мы уже отмечали выше, мы считаем, что любая ге- терогенная (в той или иной степени) речевая единица есть не что иное как пропозициональная функция, разложимая на тему и рему. Попытки распространить идею о рема-тематических отношениях на 460 единицы иного уровня, чем высказывание уже не раз предпринима- лись различными исследователями. Это и работы по полупредика- тивным единицам (словосочетаниям) (Kuchař,1963; Topolińska,1983; Oravcová,1980; Machač,1967; естественно в первую очередь здесь необходимо назвать самого Матезиуса; Mathesius, 1966), и исследо- вания внутренней валентности морфем в слове (гипосинтаксис Вла- димира Скалички; Skalička,1970), и попытки применить теорию акту- ального членения к словообразованию (Marchand,1972:30,176- 177,183,245).

      Суть рема-тематических отношений в словосочетании состоит в том, что в ходе речемыслительного акта говорящий определяет предмет синтаксической номинации и полагает его в центр синтагмы, а затем эксплицирует характеризующим членом свою интенциальную модальность, отношение к предмету мысли. Некоторые исследовате- ли основывают классификации частей речи именно на базе выпол- няемой роли в ходе подобного полупредикативного акта (Тополинь- ска классифицирует имена прилагательные по их рематической функции по отношению к существительному в синтагме;

      Topolińska,1983; то же делает Г.Марчанд; Marchand,1972:349-351;

      Н.Штепан же предлагает расчленить все части речи на предикатив- ные и непредикативные; Štěpan,1986). Сходные отношения можно обнаружить и в пределах морфемной структуры слова (корень - тема, аффикс - рема) или в пределах его словообразовательного значения (типизирующее словообразовательное значение - тема, индивиду- альное словообразовательное значение - рема).

      Правда, далеко не все исследователи пытаются обнаружить глу- бинно-смысловой уровень рема-тематических отношений. Очень час- то функции темы или ремы устанавливаются произвольно, а скорее не устанавливаются, а априорно приписываются тем или иным час- тям слова (его ономатологической или ономасиологической структу- ры; см. Horecký,1983:50). За формантом, например, априорно закре- пляется функция ремы по отношению к базе, как теме. Собственно на 461 таком понимании строится вся теория словообразовательных катего- рий Милоша Докулила (Dokulil,1962;1978).

      Со структурно-функциональной точки зрения нужно говорить в таких случаях о рема-тематических (предикативных, полупредика- тивных и под.) отношениях прежде всего между определенными эле- ментами смысла, семантическими блоками, комплексами, которые уже после эксплицируются на поверхностном уровне. Поэтому, в первую очередь, мы обнаруживаем словопроизводственные рема- тематические отношения в языковых знаках, не утративших свою внутреннюю форму (т.е. таких, у которых присутствует информация о мотиваторе - лексическое словообразовательное значение и инфор- мация о модели, по которой они были образованы - типизирующее словообразовательное значение).

      Вся работа доступна по Ссылке

     

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.