Типы речевых актов в мужском и женском коммуникативном поведении
Материал для анализа предоставлен методом сплошной выборки диалогов из современных художественных текстов. Цель анализа - выявить гендерные различия в типах речевых актов, а также гендерные стереотипы сознания авторов-мужчин и авторов-женщин. Достижение данной цели предполагает реализацию следующих задач:
- классификации речевых актов;
- анализа речевых актов в речи мужчин и женщин в «мужской» и «женской» прозе;
- обсуждения результатов.
Понимая всю сложность проблемы классификации речевых актов, попытаемся выработать номенклатуру речевых актов, адаптированную к практической цели работы. Во-первых, мы анализируем устную диалогическую речь, в которой высказывания в первую очередь подразделяются на инициативные и реактивные. Во-вторых, принимая во внимание прагматический подход, наша методика базируется на основе выделения целей общения в рамках теории речевого воздействия И.А. Стернина (Стернин И.А. Введение в речевое воздействие, 2001, с. 23):
А. На основе информационной цели выделены следующие типы речевых актов:
1) презентация информации:
– сообщения о фактах;
– сообщения о предполагаемых действиях, намерениях ;
- сообщения об отношении возможности, желательности, долженствовании, приписываемых адресанту и адресату коммуникации;
- резюмирующее высказывание, выводы;
- сообщение оценки лица, события, явления;
- сообщение о чувствах, эмотивы;
- сообщения о мыслях.
2) получение информации:
- открытые вопросы;
- закрытые вопросы.
Б. На основе предметной цели дифференцированы следующие речевые акты: