Социализация как механизм трансляции и воспроизводства духовных ценностей
Понятие социализации является одним из центральных в различных со-циальных науках: философии, психологии, педагогике, социологии, полито¬логии. Исследование проблем социализации в отечественной и зарубежной науке ведётся давно и опирается на достаточно устойчивую теоретическую традицию. В социологической и философской литературе термин «социали¬зация» характеризуется как полисемантический и многоаспектный.
В своей работе мы рассмотрим социологические подходы к изучению этого процесса.
Проблема социализации в нашей стране стала рассматриваться как отно-сительно самостоятельная (с использованием именно этого термина) лишь начиная с конца 60-х годов. До этого различные аспекты социализации в той или иной степени освещались в русле психологии развития, а также в педаго¬гических работах о воспитании в учебно-воспитательных учреждениях. В 70¬е и 80-е годы появляется довольно большое число работ, посвященных кри¬тике зарубежных концепций социализации. Что касается исследований со¬циализации в условиях нашей страны, то они велись по частным проблемам.
Взрыв интереса к данной проблеме в начале 70-х гг. сменяется скепси¬сом и даже утверждением неправомерности употребления категории «социа¬лизация». Постепенно данное понятие утвердило свои права на описание оп¬ределенных аспектов в процессе становления личности.
В настоящее время можно констатировать превращение социализации в самостоятельную междисциплинарную область исследований, отдельные ас¬пекты которой изучаются в педагогике, психологии, социологии. Одни ис¬следователи рассматривают это понятие в широком историческом контексте, соотнося его с процессом развития человечества, другие относят его к про¬цессу становления отдельной личности, третьи исследуют процесс социали¬зации отдельных социально-демографических групп (детей, подростков, мо¬лодежи).