Круг и содержание нормативных правовых актов, которыми регу-лируются вопросы государственной службы, предопределяются условиями (предпосылками) возникновения и реализации госу¬дарственно-служебных отношений.
___________________________
Семеновых И.Д. Система государственного управления в РФ. М.,Литера,2002,С.106
Прежде всего имеется в виду, что до решения вопросов, связан¬ных с замещением должности и осуществлением государственны¬ми служащими своих полномочий, необходимо определить систе¬му органов государственной власти и их внутреннюю (организаци¬онно-штатную) структуру, утвердить перечень государственных должностей и классифицировать их по категориям и группам, ус¬тановить объем полномочий и функций по каждой должности, а также квалификационные требования к государственным служащим, замещающим эти должности (по образованию, стажу и опыту работы по специальности и т.д.).
При определении правового положения государственного слу¬жащего как участника государственно-служебных отношений в законодательстве должны быть установлены: его права, обязаннос¬ти и гарантии; ограничения, связанные с государственной служ¬бой; поощрения и ответственность.
Правовыми нормами регулируются и вопросы прохождения службы: поступление на государственную службу; способы заме¬щения вакантных должностей; аттестация государственного слу¬жащего; присвоение квалификационных разрядов; прекращение государственной службы.
Необходимой предпосылкой реализации государственно-слу¬жебных отношений является определение конкретных государст¬венных органов и должностных лиц, которым предоставляется право осуществлять прием граждан на государственную службу, а также назначать и перемещать их в должностях, присваивать им квалификационные разряды (воинские и специальные звания, классы, чины, дипломатические ранги) при нахождении на госу¬дарственной службе.
Важный элемент работы с кадрами государственных органов — осуществление государственной кадровой политики. Кадровая по¬литика закрепляется в законах, других нормативных правовых актах и посредством их претворяется в жизнь. Успех кадровой политики прямо зависит от качества государственного аппарата, от исполнения им законодательства, от его исполнительской дис¬циплины.
Государственная служба РФ включает в себя: 1) федеральную государственную службу и 2) государственную службу субъектов РФ. Это деление государственной службы на виды предопределяет существование двух видов законодательства, регулирующего госу¬дарственно-служебные отношения. Законодательство о государст¬венной службе состоит из федеральной Конституции, Федерально¬го закона «Об основах государственной службы Российской Феде¬рации», других федеральных законов и многочисленных иных нормативных правовых актов, а также конституций, уставов, за¬конов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации.
Конституция РФ играет принципиально важную роль в пра¬вовом регулировании государственной службы. Именно она оп¬ределяет, какие руководящие государственные должности РФ от¬носятся к категории «А» и в чем состоят их отличия от других государственных должностей (категорий «Б» и «В»). В ней определена также компетенция Совета Федерации, Государственной Думы и Президента РФ по назначению на должности и освобож¬дению от должности государственных служащих. Она содержит и некоторые другие положения, касающиеся подбора и расста¬новки руководящих кадров государственных органов.