Понятие и классификация государственных должностей
При определении административно-правового статуса государст¬венных служащих особо важное значение имеет правильное пони¬мание правового значения и классификации государственных должностей государственной службы.
В общем виде под должностью понимается учрежденная в уста-новленном порядке первичная структурная (организационная) единица, отражающая содержание и объем полномочий занимаю¬щего ее лица. Эта организационно-правовая категория присуща только служащим: другие группы населения работают по специ¬альности (например, рабочие в промышленном комплексе), учатся (студенты, учащиеся) и т.д.
В Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. дано понятие государ¬ственной должности в современном ее значении в отличие от вся¬кой другой — негосударственной. Государственной называется только должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Кон¬ституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполне¬нию и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
К числу «иных» государственных органов, образуемых в соот¬ветствии с Конституцией, относятся: Центральный банк России, Совет Безопасности, Администрация Президента и его полномоч¬ные представители, дипломатические представители Российской Федерации в иностранных государствах и международных органи¬зациях, Счетная палата, Прокуратура, Аппарат Правительства, должности Уполномоченного по правам человека, Председателя, заместителя Председателя, секретаря и члена Центральной изби¬рательной комиссии РФ, занимающего должность на постоянной основе, а также территориальные органы, создаваемые федераль¬ными органами исполнительной власти для осуществления своих. полномочий.
Понятие государственной должности является стержневым, ос-новополагающим для определения не только понятия «государст¬венная служба», но и для определения правового положения госу¬дарственного служащего, порядка прохождения государственной службы (способ замещения должности, присвоение квалификаци¬онного разряда, прекращение государственной службы и т.д.). При этом принципиальное значение имеет установленное Федераль¬ным законом от 31 июля 1995 г, деление государственных долж¬ностей государственной службы.
В целях обеспечения реализации законодательства Российской Федерации о государственной службе и повышения эффективнос¬ти кадровой политики в государственном аппарате рядом указов Президента РФ утверждены перечни государственных должностей федеральной государственной службы (категории «Б» и «В»), ко¬торые считаются соответствующими разделами Реестра государст¬венных должностей государственной службы Российской Федера¬ции. Такие перечни учреждены для обеспечения исполнения пол¬номочий Президента РФ, членов Совета Федерации, депутатов Го¬сударственной Думы, федерального министра, судей, деятельнос¬ти Совета Безопасности, федерального органа исполнительной власти и др.
Государственные должности, включенные в указанный Реестр, подразделяются на группы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие.
К указанному Реестру приложены перечень специализаций го-сударственных должностей государственной службы и квалифика¬ционные требования к лицам, замещающим эти должности.