В Основных направлениях реформы общеобразова¬тельной и профессиональной школы сказано: «Свобод¬ное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения»[2, 54]. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку — различного типа уроков, факульта¬тивных занятии, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию[8, 114].
Внеклассные занятия должны расширять лингвисти¬ческий кругозор школьников и развивать их языковое чутье, воспитывать любовь и уважение к русскому на¬роду и интерес к его языку, должны прививать уча¬щимся навыки самостоятельной работы с книгой, учить пользоваться словарями и другой справочной литерату¬рой, самостоятельно пополнять знания по русскому языку.
К специфическим принципам внеклассной работы в методической литературе относят принципы: взаимо¬связи классных и внеклассных занятий, научной углуб¬ленности, практической направленности, занимательно¬сти, добровольности и равного права как сильных, так и слабых учащихся на участие во внеклассной работе, индивидуального подхода к каждому и развития твор¬ческих способностей, связи с внеклассной работой по родному языку.
Повышению интереса к внеклассной работе способ¬ствует занимательность. «Занимательность (но ни в коем случае не развлекательность) внеклассных заня¬тий, — пишет Н. М. Шанский, — должна быть лишь пе¬дагогическим средством, но не целью работы»[10,66]. Зани¬мательность внеклассной работы связана с формой ее проведения, выбором методов и приемов работы, с ис-пользованием ТСО и наглядности, интересных заданий, лингвистических игр, с привлечением интересных фак¬тов.
Принцип равного права на участие во внеклассной работе всех учащихся требует сугубо индивидуального подхода к каждому ученику, оказания максимальной помощи, подбора специальных заданий, упражнений, форм работы для слабо владеющих русской речью.
Во внеклассных занятиях должны широко исполь¬зоваться межпредметные связи. Такие связи осуще¬ствляются между русским и родным языками, русской и родной литературами. Можно использовать также знания, полученные на уроках иностранного языка, истории, географии. Например, учащиеся могут подготовить сообщение о порядке слов в предложении рус¬ского и изучаемого иностранного языка, о роде заим¬ствованных существительных и т. д. Знания по истории могут быть использованы в сообщениях о происхожде¬нии письменности, книгопечатания, о заимствованных словах. Межпредметные связи способствуют как более прочному усвоению знаний и умений, так и активиза¬ции естественной речевой деятельности школьников.
Для стимулирования речевой активности учащихся и обогащения их речи весьма полезно посещение кино, театра, прослушивание радио- и телепередач, чтение га¬зет и журналов на русском языке.
Содержание внеклассной работы определяется школьной программой по русскому языку с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков учащихся. Обычно их интересуют та¬кие вопросы, как возникновение русского языка, его развитие и роль в современном мире, языки мира, обра¬зование слов и их этимология. Эти внепрограммные во¬просы могут быть включены во внеклассные занятия для учащихся старших классов.
В школьной практике сложились определенные фор¬мы внеклассной работы, которые успешно используют¬ся и в работе с нерусскими учащимися. Они делятся на индивидуальные, групповые и массовые. Одни из них являются постоянно действующими, другие — эпизоди¬ческими [7, 138].
Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К 7-8 классам интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материа¬ла, подлежащего изучению. Именно поэтому глав¬ная задача внеклассной работы - развитие у школьников инте¬реса к русскому языку и воспитание потребности изучать его. Педагогами и психологами доказано, что познавательный ин¬терес является основным внутренним мотивом обучения, по¬этому развитие познавательного интереса к русскому языку оказывается столь важным для учащихся. Понятно, что этот интерес развивается прежде всего на уроках, но несомненно и то, что внеклассная работа предоставляет учителю огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым.
Интерес, по мнению методистов, - это «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей же¬лание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим пред¬метом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в лю¬бознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке»[1,4]. У учащихся одного и того же класса познавательный интерес часто проявляется по-разному. Выделяются три уровня познавательного интереса. Элементарным уровнем принято счи¬тать «открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой на уроке»[11,97]. Более высоким считается интерес к по¬знанию существенных свойств предметов и явлений. Этот уро¬вень требует поиска, оперирует имеющимися знаниями, догад¬ками. Наиболее высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным свя¬зям, к выявлению закономерностей, установлению общих прин¬ципов явлений, действующих в разных условиях.
Опытный учитель всегда может установить, на каком уровне в настоящий момент находится познавательный интерес каж¬дого ученика. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с кото¬рой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологической, описательно-поисковой или творческой. Ведя ученика по ступеням от одного вида деятельности к другому, учитель развивает познавательный интерес школьника.