Особенности организации службы маркетинга на предприятии
В условиях обостряющейся конкуренции, когда выживает и успешно развивается то предприятие, которое быстрее и лучше может адаптироваться к динамичной рыночной среде, спросу, потребностям, предпочтениям потребителей, актуализируются задачи поиска новых методов и форм организации маркетинга.
Организация маркетинга торгового предприятия включает: организацию процесса решения предприятием организационных вопросов маркетинговой деятельности; построение и совершенствование оргструктуры управления маркетингом; подбор и обучение маркетологов и повышение их квалификации; распределение задач, прав и ответственности среди сотрудников маркетинговых служб; создание условий для их эффективной работы (организация рабочих мест, предоставление необходимой информации, средств оргтехники и др.); создание условий для эффективного взаимодействия маркетинговых служб с другими службами предприятия; заблаговременное обеспечение сотрудников предприятия всем необходимым для выполнения плана маркетинга. [9]
Организация маркетинга на предприятии предполагает формирование структурного подразделения (службы маркетинга) для управления всеми видами маркетинговой деятельности. Во главе службы маркетинга стоит ответственный руководитель (вице-президент фирмы по маркетингу, маркетинг-директор и т.п.), которой координирует деятельность подразделений службы маркетинга между собой и другими службами фирмы, утверждает план и бюджет маркетинга, дает задания сотрудникам и контролирует их деятельность. [20] В составе службы имеются специалисты по анализу рыночной конъюнктуры, ценовой политике, сбыту, научным исследованиями т.п. Численность и состав маркетинговой службы, набор ее функций и степень автономности во многом зависят от типа и размера фирмы, ее специализации и от той концепции управления маркетингом, которую использует предприятие.[20]
При создании (или развитии) службы маркетинга в первую очередь надо определиться с задачами, которые должна решать эта служба и построить ее организационную структуру, соответствующую этим задачам. После этого следует приступать к разработке регламентирующих документов, помня, что при их создании можно, а иногда просто необходимо, возвращаться к организационным структурам и задачам с тем, чтобы посредством корректировки обеспечить их взаимное соответствие (в противном случае возникнет путаница и неразбериха уже в процессе деятельности службы). [6]
Маркетинговая служба (отдел или бюро) предприятия долж¬ны заниматься решением следующих задач:
■ Постоянный мониторинг рынка и анализ всей внешней сре¬ды (ближнего и дальнего окружения) с целью определения воз¬можных направлений развития предприятия (фирмы) в перспек¬тиве.
■ Организация постоянного сбора, хранения и обработки дан¬ных о покупателях с целью выявления тенденций развития рынка и прогнозирования объема продаж в зависимости от состояния внешней среды и возможностей предприятия.
■ Определение номенклатуры товаров для производства, кото¬рые найдут сбыт на рынке, а также потребительных свойств этих товаров.
■ Разработка товаров рыночной новизны.
■ Определение наступления стадии спада по морально уста¬ревшим товарам и разработка рекомендаций по их выведению с рынка.
■ Разработка рыночных стратегий развития предприятия и пла¬нов конкретных действий по продвижению товаров на рынок.
■ Контроль осуществления технологических процессов и их корректировка в случае выявления отклонений, обеспечива¬ющих снижение качества выпускаемой продукции и, как следствие, трудности сбыта.
■ Создание систем внешних коммуникаций, проведение рек¬ламных кампаний, организация связей с общественностью (паблик рилейшинз).
■ Разработка мероприятий по формированию спроса и стиму¬лированию сбыта (ФОССТИС) и рекомендаций по их выполнению.
■ Участие в создании и развитии миссии фирмы (предприя¬тия), формирование и поддержание на высоком уровне ее имиджа. [6]