У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Экспериментальное исследование эмоциональной нагрузки слова

     

      Для исследования эмоциональной нагрузки слова было предпринято психолингвистическое исследование [Мягкова 1990], которое осуществлялось на основе психолингвистической концепции слова как единицы индивидуального лексикона (см.: [Залевская 1990а]. Напомним, что термином эмоциональная нагрузка слова [Рейковский 1979] были обозначены различные проявления отношения субъекта к тому, что называет воспринимаемое или используемое им слово. В рамках этого исследования была проведена серия экспериментов, в которых испытуемых просили оценить ряд слов русского языка по целому ряду шкал с целью выяснения наличия у этих слов эмоциональной нагрузки и выявления ее специфики;

     экспериментальные данные обрабатывались с применением метода факторного анализа. Основной методикой исследования явилась модифицированная версия метода семантического дифференциала. Результаты подтвердили гипотезу о том, что эмоциональная нагрузка является неотъемлемым компонентом психологической структуры значения слова, и неправомерно рассматривать ее как компонент факультативный. Поскольку носители языка, как правило, не дифференцируют своего отношения к слову и называемому этим словом объекту, а любое воспринимаемое или используемое индивидом слово включается в контекст предшествующего (языкового и неязыкового) опыта человека, которому свойственно реагировать на мир эмоционально [Залевская 1990а], целесообразно рассматривать любое слово языка в качестве носителя эмоциональной нагрузки.

      Прежде чем обсуждать результаты этого исследования, необходимо сказать несколько слов о том, каким образом отбирался материал, предъявлявшийся в каждой серии эксперимента, а также как и почему использовались экспериментальные методики.

      В качестве материала для исследования были взяты 44 слова русского языка, которые можно условно распределить по четырем группам в соответствии с принципами и источниками их отбора. Первую группу составили слова, которые уже использовались ранее при анализе материалов “Словаря ассоциативных норм русского языка” (цель – проверить сделанные тогда выводы). Вторая группа – примеры, выбранные из лингвистических работ по проблемам эмоциональной лексики. Авторы этих работ, как правило, приводят выбранные мной для исследования слова как примеры лексики, не обладающей эмотивным значением (смерть, слезы, авария и др.). В третью группу были включены слова с формальными “признаками эмоциональности” – уменьшительно-ласкательными суффиксами и парные к ним слова без таких суффиксов (собака – собачонка). Четвертая группа объединила слова, дефиниции которых в “Словаре современного русского литературного языка” предполагают наличие у них некоторых эмоциональных характеристик. В конечном варианте список имел следующий вид: авария, бабушка, белый, битва, брат, братец, восхищение, впечатление, встретить, гнусный, детский, дорогой, колечко, кошечка, кошка, лгун, ловкач, любовь, настоящий, оказаться, печалиться, положение, предатель, простой, путешествовать, работник, работничек, сборище, слезы, смерть, собачонка, сомнительный, соучастник, союз, ставленник, столовая, столовка, стремление, существовать, ум, читать.

      Вся работа доступна по Ссылке

     

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.