У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Анализ культурно – исторических оснований сложившихся В обществе полоролевых стереотипов

     

      На формирование ментальной стратегии помимо биологических факторов оказывают влияние и социокультурные процессы, порождающие определенные стереотипы и нормы. Метафоры мужского и женского у разных народов различаются как по степени своей разработанности и значимости, так и по содержанию.

      Для понимания формирования женской ментальности важно обращаться к динамике,определяющей эту область культурной нормативности.

      Существующее полоролевое разделение – результат длительной биологической эволюции, но способы его выражения, реализации - результат Эволюции социальной. Обращаясь к различным культурным источникам , например, к книге С.де Бовуар «Второй пол» можно обнаружить как это происходило.

      «Беременность, роды, менструации снижали трудоспособность женщин и обрекали их на долгие периоды бессилия... Чтобы защищаться от врагов, прокормить себя и свое потомство они нуждались в мужчинах. Сначала дети не ценились вообще, так как люди пытались выжить сами; лотом дети стали цениться выше и принадлежали они всегда к роду матери.»(7.стр.40.) При первобытнообщинном строе – эпохе матриархата, женщины занимали высокое положение в обществе и пользовались большим авторитетом. Особенно развит был культ женщины в обществах, занимающихся земледелием и скотоводством. Женская функция деторождения здесь ассоциировалась с плодородием, таинством, мистикой.

      Идеи матриархата присутствовали в древнейшей теологии. Женщина, как активно творческое начало, представлялась в многочисленных языческих матриархатных культурах (индуистская богиня Кали, древнеегипетская Исида). Отголоски его в более позднем периоде встречается в упоминании двуполости богов, присутствующем ив Ветхом завете.

      На основании выше изложенного можно сказать о том, что высокое положение женщин в первобытном обществе обусловлено различиями мужской и женской биологических функций. Женская репродуктивная функция- натуральная, естественная , ресурсно обеспеченная (цикличность, наличие специальных органов и т. д.) поэтому биологически более важная; тогда как мужская функция- инициация и обеспечение безопасности потомства- ситуативная, искусственная, не гарантирующая участие в репродуктивной деятельности. Но в силу своей естественности и натуральности женская функция не развивается; в то время как мужская суррогатная функция способна к развитию, движимая во- первых, идеей сохранения жизни в изменяющихся условиях, во- вторых, как попытка компенсации своей биологической непродуктивности. По причинам способности к развитию мужская функция становится доминирующей и появляется идея власти, тоже как искусственная.

      «Мужчина стал полагать себя по отношению к женщине как хозяин, так как человечество поставило вопрос о сути своего бытия, то есть предпочло жизни ее смысл. Проект мужчины восторжествовал над мгновением».(7.стр.40.) Став собственником земли , мужчина требует право собственности на женщину. Он обнаруживает, что необходим для продолжения рода так же как и женщина. В связи с этим роль отца признается равной роли матери и дети, соответственно, начинают принадлежать к роду мужчин. Уделом женщин становится рождение детей и выполнение второстепенной работы, так как они утрачивают и мистическое влияние и практическую значимость.

      «Ведение домашнего хозяйства утратило свое общественное значение, стало частным занятием. Женщина, таким образом, была устранена от участия в общественном производстве, сделалась служанкой мужа и детей».(7.стр.43.)

      С этого момента началась эпоха патриархата, связанная с маскулинизированным типом экономического и социально – психологического господства.

      «Мужские и женские функции стали не просто взаимодополнительными , но и иерархичными – женщине отводилась зависимая, подчиненная роль, образ женщины стал конструироваться с точки зрения мужских интересов. Эти различия освящались религией или ссылками на природу и представлялись ненарушимыми».(13.стр.53.) Но поскольку причина угнетения женщин была в том, что естественная функция деторождения «замыкала их в круге повторяемости и имманентности»(7.стр.39.), женщины могли избежать зависимости в той мере, в которой им удавалось избежать выполнения этой функции. Примером тому могут быть гетеры, жрицы, баядерки. «Избежав семьи и поставив себя вне общества, они избегали и власти мужчин, которые видели в них себе подобных, что утверждало превосходство женщин без предрассудков над добрыми матерями.» (7.стр.74.)

      Судьба женщин значительно улучшалась и в обществах, отрицающих частную собственность, как средство достижения власти и семью, например, в Спарте. Иерархия полов окончательно утвердилась и выросла на почве античной аристотелевской культуры, утверждавшей, что мужчина – есть мера человека. Мужское право стало определять жизненное пространство и религию.

      Патриархатная структура отражает андроцентрическую картину мира: мужской опыт, рационалистическое, дуалистическое мышление в категориях «или-или», иерархические представления и образы «господство мужчины над женщиной , господина над слугой, воли над чувством, духа над телом ; примат истории над природой».(20.стр.95.) Для разных эпох и культур характерно «постоянство духа »и «эфимерности тела», как явление преходящее. Но из оппозиции «постоянство - эфимерность» выросло с течением времени превосходство духа, так что в результате разделения труда телесное начало оказалось в подчиненном положении.

      Освободившись от тела дух приобрел патриархальный характер. В христианской культуре женщина становится олицетворением плоти, мужчина – духа. «Где правит плоть и служит дух, в том доме царят извращенные порядки. Что может быть хуже дома, где жена господствует над мужем. Прав тот дом, где муж повелевает, а жена повинуется. Прав человек, в котором властвует дух, а служит плоть».(20.стр.95.)

      В средние века противопоставление духа и плоти, мужского и женского доведено до крайности. Мужчина –высшая форма жизни, а женщина не образ божий, а темная сторона мужчины. Апостол Павел формулирует принцип подчинения женщины мужчине: «Ибо не муж от жены, а жена от мужа, и не муж создан для жены, а жена для мужа.»(7.стр.45.) В религии, проклинающей плоть, женщин представляли самым страшным искушением дьявола, а брак, представлялся уступкой человеческим слабостям и считался несовместимым с христианским совершенством. Святой Фома Аквинский утверждал: «Женщина – случайное, несовершенное существо, нечто вроде неудачного мужчины. Мужчина возвышается над женщиной, как Христос возвышается над мужчиной. Женщина неизменно должна жить под властью мужчины и не иметь на главу своего никакого влияния.»(7.стр.46.) Ситуация подчинения жены мужу закреплялась в различных законах и предписаниях моралистического характера. В России широкую известность в этом отношении получил написанный в начале XVI в «Домострой» - свод житейских правил и наставлений.

      Вся работа доступна по Ссылке

     

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.