Государственная политика по повышению общественного статуса женщин
Всекитайская федерация женщин и соответствующие государственные органы продолжают демонстрировать приверженность идеалам продвижения прав женщин через разработку и реализацию национальной программы, а также следования международным обязательствам, заложенным в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, к которой Китай присоединился в 1980 году.
Основной тенденций правового развития Китайской народной республики 1970-1990 годов является постепенная замена ранее принятых законов новыми редакциями, адаптирующим законы к изменяющимся условиям в стране и решающим возникающие проблемы в той или иной социальной сфере, гарантирующим поддержание социальной стабильности в стране, модернизацию и гуманизацию права и судопроизводства.
Закон Китайской народной республики о браке 1980 г. отличался от предшествующего поэтапностью принятия: подготовка проекта нового закона, обсуждение, внесение поправок и принятие. В основном новый закон унаследовал форму, принципы и содержание закона 1950 г., однако он содержал ряд важнейших нововведений.
Среди городской молодежи Китая все популярнее становилась идея о возможности иметь серьезные отношения без вступления в брак, поэтому в 2001 г. в новой редакции Закона КНР о браке ст. 8 была дополнена положением, требующим обязательной регистрации брака . Внесение этой поправки в закон свидетельствовало о том, что государство обеспокоено ростом фактических браков и сложностями, возникающими в этих условиях при реализации жесткой демографической политики по ограничению рождаемости.
Исключение установлено для национальных меньшинств: закон допускает заключение брака таких граждан по традиционным церемониям без государственной регистрации. Таким образом, по китайскому семейному законодательству не признаются законными фактические брачные отношения. Значение государственной регистрации заключения брака состоит в том, что только зарегистрированный брачный союз получает общественное признание и защиту со стороны государства. Это положение, прежде всего, отвечает интересам государства. Объявление фактических браков вне закона позволяет государству более эффективно решать одну из приоритетных задач: контролировать рождаемость в стране .
С осуществлением политики планируемого деторождения было связано очередное повышение возраста вступления в брак. Брачный возраст составил для мужчин 22 года, для женщин – 20 лет.
Новый закон не содержал положений о запрете брать наложниц, принимать в семью девочек в качестве невест для сыновей, препятствовать вдовам вступать в брак. За тридцать лет существования КНР эти обычаи в основе своей были искоренены. Существенная поправка была внесена в условия, при наличии которых лицам запрещалось вступление в брак. Законом 1980 г. не разрешалось создание семьи в случае родства по боковой линии до третьего поколения. Ранее этот вопрос разрешался в соответствии с обычаями. Закон КНР о браке 1980 г. гораздо четче, чем предшествующий, оговаривал обязанности членов семьи по отношению друг к другу. Он воспроизводил принцип, по которому родители обязаны воспитывать своих детей и давать им образование, а дети обязаны заботиться о родителях и поддерживать их (ст. 15), распространяя его на отношения между дедом и бабкой и внуками или между братьями и сестрами, если родители умерли. Закон разъяснял этот принцип, предусматривая возможность обратиться к правосудию, если соответствующие обязанности не соблюдались.