Выбор формы расчетов и способа платежа предприятиями
В рамках действую¬щего порядка учета, организации и регулирования платежно-расчет¬ных отношений в хозяйстве, предприятия, фирмы, компании самосто¬ятельно осуществляют выбор и определяют в хозяйственных догово¬рах особенности проведения конкретных расчетов.
На финансовые службы предприятий возложено осуществле¬ние мероприятий по внедрению наиболее целесообразных форм расчетов с покупателями и поставщиками, которые должны способст¬вовать своевременности платежей и ускорению оборачиваемости средств в расчетах. Для оперативной финансовой деятельности предприятия это представляет одну из наиважнейших задач, пос¬кольку средства в расчетах относятся к ненормируемым фондам об¬ращения в составе оборотных средств предприятий и организаций, которые временно отвлекаются из хозяйственного оборота.
В общем и целом оперативная финансовая работа в этой связи должна быть направлена на сокращение отвлечений оборотных средств в дебиторскую задолженность. При этом полезно соблюдать ряд принципов работы с такой задолженностью. Важно помнить, что в составе дебиторской задолженности находится не только авансиро¬ванная в денежной форме в оборотные производственные фонды и фонды обращения стоимость, но и зачастую прибыль предприятия, фирмы, компании. Что касается кредиторской задолженности пред¬приятия, то она выступает одним из источников формирования прив¬леченных оборотных средств. Здесь для любого предприятия выгод¬но проведение линии на увеличение размера и длительности ком¬мерческого кредита,
предоставляемого поставщиком. Задержка пла¬тежа поставщику на один день в крупных компаниях, при отсутствии штрафных санкций, эквивалента экономии в миллионы рублей, а за рубежом долларов, или евро.
В практике оперативной финансово-экономической работы при заключении хозяйственных договоров нередко смешивается два по¬нятия: форма расчетов и форма платежа. Это связано с тем обстоя¬тельством, что существуют безналичные и наличные расчеты. Вмес¬те с этим, строго говоря, форма расчетов, - это выбор установленного порядка документального оформления и прохождения платежей. Она во многом связана с безналичным документооборотом. Форма самого платежа, - связана с выбором для осуществления расчетов безналичного или налично-денежного оборота.
Порядок платежа определяет оплату по времени ее осуществ¬ления, т.е.
предварительный, по факту отгрузки, или последующий характер платежа по получению товара.
Участники хозяйственной сделки имеют право выбрать любую форму безналичных расчетов с учетом конкретных хозяйственных операций. Вся система расчетов строится так, чтобы создавались благоприятные условия для совершения платежей и ускорения кругооборота средств. Задержка в расчетах лишает поставщиков выручки от реализации, затрудняет выполнение производственных и хозяйственных задач. При задержке платежей у покупателей образуется кредиторская задолженность, и нарушаются важнейшие принципы хозяйствования [12,14,1516].
В настоящее время банками предлагаются несколько видов платежей: на бумажных носителях, электронные, телеграфные, почтовые платежи. Клиент в праве выбрать наиболее оптимальный для конкретного платежа.
В конце 80-х годов на российском рынке появились системы обслуживания «клиент-банк», осуществляющие связь по модему путем прямого телефонного соединения с сервером банка. Преимущества для клиентов этой системы в том, что они экономят время и средства на посещение банка и получают удобный интерфейс для работы со своими платежными документами.
Банки также получают выгоду. Экономится время операционистов на прием и обработку документов, разгружаются операционные залы, есть возможность наладить информационное обеспечение клиентов.
2.1.2 Методология оперативной финансовой работы предприятия с коммерческими банками
Работа с коммерческими банками относится к разряду фундаментальных основ организации оперативной финансовой работы предприятия. Выбор коммерческого банка для финансовых служб предприятия, компании, фирмы не может быть случайным.
Методологически такой выбор должен удовлетворять ряду требований:
- удовлетворять запросам клиента на перспективы своего развития;
- соответствовать специфике финансово-хозяйственных операций предприятия.
От коммерческого банка во многом зависит эффективность проведения оперативной финансовой работы в части осуществления своевременных, быстрых и точных расчетов, оперативного отпуска, получения и зачисления денежных средств на счета. Внутренняя технология операционного зала в разных кредитных учреждениях может несколько отличаться. Для финансовой службы и бухгалтерии большое значение имеют принципиальные моменты, связанные с практически применяемыми режимами зачисления денежных сред¬ств и, особенно, их перечисления в рамках операционного дня. Эти режимы фактически могут отличаться от формально установленных в документах о работе с клиентами коммерческого банка.