У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Применение мирового опыта инвестирования предприятий малого бизнеса для решения проблем финансовой поддержки малых предприятий в Республике Коми



          Мировой опыт и практика хозяйствования свидетельствуют о том, что важнейшим признаком рыночной экономики является существование и взаимодействие множества крупных, средних и малых предприятий, их оптимальное соотношение. Именно предприятия малого бизнеса считаются одной из главных движущих сил экономического развития, действенным средством структурной перестройки, преодоления диспропорций на отдельных сегментах рынка, активизации инновационной деятельности, развития конкуренции, образования новых рабочих мест, снижения безработицы и преодоления бедности. Малый бизнес является своеобразным способом существования и стимулом самосовершенствования, выступая универсальным инструментом участия миллионов граждан в экономической жизни своей страны и в международном разделении труда.          В Республике Коми как и по все России малому бизнесу отводится особое место в экономической системе, важная роль в повышении уровня занятости населения и ослаблении социальной напряженности, обеспечении экономической стабильности и инновационного роста, создании предпосылок для становления среднего класса. Однако, несмотря на программный характер мероприятий по активизации развития малого бизнеса в Республике Коми, в отличие от большинства зарубежных стран, он еще не играет существенной роли в социально-экономическом развитии общества. По показателям развития малых и средних предприятий наблюдается значительное отставание России не только от развитых стран (Японии, Великобритании, США), но и от стран постсоветского пространства, например, Венгрии, Польши. Так доля малых и средних предприятий в общей численности занятых составляет: 78 % – в Японии, 58 % – в Великобритании, 54 % – в США, в Венгрии – 65 %, в Польше – 61 %. Показатели доли малых и средних предприятий в ВВП во всех вышеупомянутых странах превышают 50 %. В России этот показатель составляет лишь 11 %.          Как свидетельствует мировой опыт, выполнение малым бизнесом своей важной экономической и социальной роли возможно только при условии его всесторонней государственной поддержки. Во многих странах с развитой рыночной экономикой поддержка и содействие развитию малого бизнеса является самостоятельной составной частью государственной экономической политики этих государств. Однако те рычаги, которые используются в экономической политике развитых стран, эффективно действуют именно в условиях развитых рыночных отношений. В условиях же отечественной экономики использование их существенно ограничивается.          Проведенный в первом разделе дипломной работы критический анализ научных исследований проблем малого бизнеса показал, что многие аспекты этой тематики, в частности адаптации зарубежного опыта поддержки малого бизнеса к особенностям национальной экономики, характеризуются недостаточно комплексной и системной разработкой, в связи с чем возникает необходимость дальнейшего обоснования и обобщения опыта, разработки необходимого методологического обеспечения. Оценивая зарубежную практику государственной поддержки малого бизнеса, следует учитывать особенности различных моделей рыночной экономики: либеральной (американской), неолиберальной (немецкой), европейско-кейнсианской (английской), социал-демократической (шведской), рыночного хозяйства (японской), классификация которых отражена в современной экономической литературе [7, с. 45; 54, с. 37]. В качестве критериев такой классификации выступают: удельный вес государственной собственности, ее качественный состав, формы рыночных отношений, отношения и способы осуществления государственной политики. Каждая из перечисленных моделей хозяйственного развития представляет собой определенную систему взаимосвязанных экономических, социальных, политических, технологических, психологических, этнических, религиозных элементов. Учитывая общие особенности перечисленных моделей рыночной экономики, в различных странах существует свой специфический опыт поддержки малого бизнеса, который осуществляется, как правило, не только центральными, а и местными органами власти на уровне муниципалитетов, штатов, земель, округов, областей и т. д.          Системы поддержки малого бизнеса, закрепленные в специальных законодательных и нормативных актах и реализуемые государственными органами власти и управления, окончательно сформировались в странах с развитой рыночной экономикой к концу 70-х годов прошлого века. Основная задача систем государственной поддержки состоит в законодательной поддержке; в организации финансовой помощи, льготного финансирования и кредитования; регулировании тех сфер деятельности, в которых функционирование субъектов малого бизнеса наиболее эффективно и оправдано с народно-хозяйственных позиций; обеспечении заказами и материально-техническими ресурсами; оказании консультационной помощи по организации и управлению фирмой; создании инфраструктуры, способствующей благоприятному функционированию малого бизнеса. В мире сформировались две основные формы государственной поддержки малого бизнеса. Одна заключается в широком государственном регулировании деятельности субъектов малого бизнеса в сочетании с государственным протекционизмом. Она присуща начальному этапу развития малого бизнеса. Другая форма включает умеренное государственное регулирование малого бизнеса и создание рыночных условий для конкуренции и характерна для более зрелых рыночных отношений.          Необходимым условием развития малого бизнеса, обеспечивающим ему права, гарантии и устанавливающим обязанности и ответственность всех субъектов рынка, является формирование правовой среды. Формирование нормативно-правового механизма поддержки малого бизнеса в США началось еще в конце ХІХ в. на основе принятия антитрестовского законодательства, целью которого было обеспечение гарантий экономической свободы всем субъектам предпринимательства, независимо от размера, и защита малого бизнеса от влияния монополий. Первым законодательным актом, провозгласившим незаконной монополизацию торговли и запретившим предприятиям проводить дискриминационную ценовую политику, был Закон Шермана (1890 г.) [20]. Второй антитрестовский закон – Закон Клейтона (1914 г.), содержал более четкие формулировки незаконной деятельности корпораций и предъявлял более жесткие требования к ценовой дискриминации. Новым этапом совершенствования антитрестовского законодательства стало принятие Акта Селлера-Кэфо-вера, дополнившего Закон Клейтона и ужесточившего требования к слиянию крупных фирм. В целом развитие антитрестовского законодательства в США позволило в определенной мере разрешить противоречие между крупным и малым бизнесом, защитив последний от влияния монополий. Реальным подтверждением этому является активизация процесса развития малого бизнеса в США во второй половине ХХ века, о чем свидетельствует не только увеличение количества вновь создаваемых предприятий, а и снижение количества банкротств и прекращения деловой активности, а также увеличение длительности жизненного цикла малых предприятий. В 1953 г. Конгрессом США был принят Закон о малом бизнесе, главной особенностью которого было образование Администрации малого бизнеса (АМБ) – уникального самостоятельного органа для защиты интересов и всесторонней поддержки малого бизнеса. В 1980 г. Конгресс США принял официальный документ с перечнем программ помощи малому бизнесу, и к середине 70-х гг. таких программ насчитывалось уже около 130. Совершенствование нормативно-правового механизма поддержки предпринимательства в США и других развитых странах происходит достаточно динамично, так например, в США с 1789 по 1990 гг. было принято 354 федеральных законодательных акта, которые направляют и координируют деятельность правительств штатов и местных органов власти          Европейский Союз, являясь новой моделью международной региональной экономической интеграции, осуществляет эффективную поддержку малого бизнеса как на национальном, так и на более высоком – наднациональном уровне. Направления государственной политики поддержки малого бизнеса в странах ЕС формируются в зависимости от факторов, стимулирующих или сдерживающих его развитие. А в связи с имеющейся значительной спецификой систем государственного регулирования в европейских странах возникает объективная необходимость в поступательной унификации форм и методов государственного регулирования в этих странах, их взаимопроникновении и взаимообмене. Среди главных целей наднационального регулирования и поддержки малого бизнеса в ЕС можно выделить: укрепление единого внутреннего рынка; интернационализацию деятельности отдельных субъектов предпринимательства путем привлечения их к электронной коммерции; активизацию инновационной деятельности; упрощение процедуры образования новых малых предприятий. Национальная политика поддержки малых предприятий направлена преимущественно на создание благоприятных условий для начала деятельности и ее последующего развития путем ликвидации бюрократических препятствий, предоставления прямой финансовой помощи, облегчения доступа к ресурсам кредитной системы, снижения налогового давления [34, c. 42]. В настоящее время антимонопольное законодательство существует во всех развитых странах Европы, в Японии, в США. Однако антимонопольное законодательство в Западной Европе не носило столь выраженный характер как в США. Это объяснялось тем, что восстанавливая разрушенное второй мировой войной хозяйство, правительства этих стран старались укрепить роль национальной экономики в лице крупного бизнеса в конкурентной борьбе с США за мировые рынки. Формирование нормативно-правового механизма поддержки малого бизнеса в странах ЕС направлено, главным образом, на ликвидацию административных барьеров, связанных с выполнением требований действующего законодательства при регистрации, ликвидации и лицензировании деятельности малых предприятий и тормозящих их развитие. С целью упрощения действующего законодательства, которое в странах ЕС включает значительно меньшее по сравнению с Россией количество нормативно-законодательных актов, в 1996 г. введено упрощенное законодательство для внутреннего рынка (SLIM), основанное на принципе добровольности участия стран в различных мероприятиях. В странах ЕС осуществляется оценка регулирующего влияния любого принимаемого нормативного документа на развитие бизнеса, основанная на сравнительном анализе доходов, расходов и имеющихся рисков.          

Вся работа доступна по Ссылке

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.