Методы активизации познавательной деятельности обучающихся
Степень активности обучающихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.
Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности обучающихся, побуждают их к старательному учению.
В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным [2].
Словесные методы. Метод дискуссии применяется по вопросам, требующим размышлений, чтобы ребята могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.
Метод самостоятельной работы обучающихся используется с целью лучшего выявления логической структуры нового материала, дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации, используя этот план-конспект, обучающиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение литературы, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой, помогают формированию у обучающихся теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы.
Для закрепления навыка работы с литературой дают обучающимся различные посильные задания.
В классе обучающиеся должны постараться не прочитать, а пересказать свое сообщение. При таком виде работы обучающиеся учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, обучающиеся впоследствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения.
Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами-организовывается самостоятельная работа следующим образом: дается классу конкретное учебное задание, здесь есть свои требования:
-текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, обучающиеся вынуждены часто переспрашивать);
-нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.
Многие преподаватели, пользуются самодельными раздаточными дидактическими материалами. Их условно делят на три типа:
1) дидактические материалы для самостоятельной работы обучающихся с целью восприятия и осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их преподавателем:
- карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план;
- карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы;
- карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий;
2) дидактические материалы для самостоятельной работы обучающихся с целью закрепления и применения знаний и умений:
- карточка с вопросами для размышлений;
- карточка с расчетной задачей;
- карточка с заданием выполнить чертеж, рисунок;
3) дидактические материалы для самостоятельной работы обучающихся с целью контроля знаний и умений - возможно использование в нескольких вариантах:
- для всей группы 2-4 варианта;
- индивидуальные задания;
Метод проблемного обучения заключается в создание на уроке проблемной ситуации, обучающиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации, данный метод способствует формированию у обучающихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей. Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения. Данный метод включает в себя:
- выдвижение проблемного вопроса;
- создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого;
- создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу;
- демонстрацию опыта или сообщение о нем – основу для создания проблемной ситуации, решение задач познавательного характера.
Роль преподавателя при использовании данного метода сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью обучающихся.
Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач: все обучающиеся по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические (требующие вычислений, размышлений и умозаключений) задачи по аналогии или творческого характера. Но в каждой параллели задачи дифференцируют более сложные, творческого характера – сильным обучающимся, а аналогичные - слабым. При этом у самих обучающихся на этом не акцентируют внимание. Каждый обучающийся получает задание по своим возможностям и способностям. При этом не снижается интерес к обучению [4].
Наглядные методы. Одним из таких методов является частично-поисковый. При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа обучающихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А обучающиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.
Практические методы, например, частично-поисковый лабораторный метод. Обучающиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения эксперимента. До лабораторной работы обучающимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты [4].
Так же используются методы устного изложения – рассказ и лекции. При подготовке лекций планируется последовательность изложения материала, подбираются точные факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых, общественных деятелей.