Метод обучения представляет собой систему организации взаимодействия преподавателя и обучающихся, призванную обеспечивать достижение педагогических целей.
В зависимости от целей исследования методы обучения классифицируются в педагогической литературе по различным критериям [9]: по источникам передачи содержания (словесные, практические и наглядные), по целевому объекту на основе учета структуры личности (методы формирования сознания, поведения, чувств), по целевому объекту на основе учета структуры учебного процесса (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности) и так далее.
Существуют также различные классификации методов непосредственно проблемного обучения применительно к целям, которые оно ставит перед собой, и средствам, которыми оно располагает. Так, по способу решения проблемных задач, иногда выделяют четыре метода:
- проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее);
- совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с обучающимися);
- исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается обучающимися самостоятельно);
- творческое обучение (обучающиеся и формулируют проблему, и находят ее решение).
По характеру взаимодействия и распределению активности педагога и обучающихся также иногда выделяют пять способов организации учебного процесса (называемые также бинарными методами), в которых соответствующему методу преподавания соответствует свой метод учения (сообщающий и исполнительный, объяснительный и репродуктивный, инструктивный и практический, объяснительно-побуждающий и частично-поисковый, побуждающий и поисковый).
М.И. Махмутов в зависимости от способа представления учебного материала (проблемных ситуаций) и степени активности обучающихся выделял шесть методов:
- метод монологического изложения;
- рассуждающий метод изложения;
- диалогический метод изложения;&nbs p;
- эвристический метод обучения;
- исследовательский метод;
- метод программированных заданий.
Первые три из них представляют варианты изложения учебного материала преподавателем, вторые три – варианты организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся. В каждой из этих групп методов и в классификации в целом предполагается увеличение активности обучающихся и, таких образом, проблемности обучения.
Итак, монологический метод представляет собой незначительное изменение традиционного метода обучения. Как правило, он используется с целью передать значительный объем информации, и сам учебный материал при этом перестраивается незначительно. Учитывая объективные трудности обучающихся по усвоению такого материала, педагогом осуществляется не создание, а номинальное обозначение проблемных ситуаций с целью поддержания интереса у обучающихся, чем проблемное обучение в данном случае и ограничивается.