У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ



          Города античного мира обычно появлялись возле высокой скалы, на ней же возводилась цитадель, чтобы было где укрытьс¬я если враг проникнет в город. Такая цитадель называлась акрополем. Точно так же на скале, которая почти на 150 метров возвышалась над Афинами и издавна служила естественным обо-ронительным сооружением, постепенно образовался верхний го¬род в виде крепости (акрополя) с различными оборонительными, общественными и культовыми сооружениями.          Афинский Акрополь начал застраиваться еще во II тысячелетии до н.э. Во время греко-персидских войн (480—479 годы до н.э.) он был полностью разрушен, позднее под руководством скульптора и архитектора Фидия началось его восстановление и реконструк¬ция. Акрополь относится к таким местам, «о которых все твердят, что они великолепны, неповторимы. Но не спрашивайте почему. Ник¬то вам не сможет ответить...». Его можно измерить, можно пере¬считать даже все его камни. Не такой уж большой труд пройти его из конца в конец — на это уйдет всего несколько минут. Стены Акрополя круты и обрывисты. Четыре великих творения стоят и поныне на этом холме со скалистыми склонами. Широкая зигзагообразная дорога идет от подножия холма к единственному входу. Это Пропилеи — монументальные ворота с колоннами в дорическом стиле и широкой лестницей. Их соорудил архитектор Мнесикл в 437—432 годах до н.э. Но прежде чем войти в эти вели-чественные мраморные ворота, каждый невольно оборачивался вправо. Там, на высоком пьедестале бастиона, некогда охранявшего вход в акрополь, высится храм богини победы Ники Аптерос, ук¬рашенный ионическими колоннами. Это дело рук архитектора Калликрата (вторая половина V веке до н.э.). Храм — легкий, воз-душный, необычайно прекрасный — выделялся своей белизной на синем фоне неба. Это хрупкое, похожее на изящную мраморную игрушку здание как будто улыбается само и заставляет ласково улыбнуться прохожих.           Непоседливые, пылкие и деятельные боги Греции походили на самих греков. Правда, они были выше ростом, умели летать по воздуху, принимать любой облик, превращаться в животных и растения. Но во всем остальном вели себя, как обыкновенные люди: женились, обманывали друг друга, ссорились, мирились, наказы-вали детей...           Богиня победы Ника изображалась прекрасной женщиной с большими крыльями: победа непостоянна и перелетает от одного противника к другому. Афиняне изобразили ее бескрылой, что¬бы она не покинула город, одержавший так недавно великую по¬беду над персами. Лишенная крыльев богиня не могла больше ле¬тать и навсегда должна была остаться в Афинах. Храм Ники стоит на выступе скалы. Он чуть повернут в сторо¬ну Пропилеи и играет роль маяка для процессий, огибающих скалу.           Сразу же за Пропилеями гордо возвышалась Афина Воитель¬ница, копье которой приветствовало путника издалека и служи¬ло маяком для мореплавателей. Надпись на каменном пьедестале гласила: «Афиняне посвятили от победы над персами». Это озна-чало, что статуя была отлита из бронзового оружия, отнятого у персов в результате одержанных побед.           На Акрополе находился и храмовый ансамбль Эрехтейон, ко¬торый (по замыслу его создателей) должен был связать воедино несколько святилищ, располагавшихся на разных уровнях, — скала здесь очень неровная. Северный портик Эрехтейона вел в святилище Афины, где хра¬нилась деревянная статуя богини, якобы упавшая с неба. Дверь из святилища открывалась в маленький дворик, где росло единствен¬ное на всем Акрополе священное оливковое дерево, которое под¬нялось, когда Афина дотронулась в этом месте до скалы своим ме¬чом. Через восточный портик можно было попасть в святилище По¬сейдона, где он, ударив по скале своим трезубцем, оставил три борозды с журчащей водой. Здесь же находилось святилище Эрехтея, почитаемого наравне с Посейдоном.           Центральная часть храма — прямоугольное помещение (24,1х13,1 метров). В храме также находились могила и святили¬ще первого легендарного царя Аттики Кекропа. На южной стороне Эрехтейона — прославленный портик ка¬риатид: у края стены шесть высеченных из мрамора девушек под¬держивают перекрытие. Некоторые ученые предполагают, что пор¬тик служил трибуной почтенным гражданам или что здесь соби-рались жрецы для религиозных церемоний. Но точное предназна¬чение портика до сих пор неясно, ведь «портик» означает преддве¬рие, а в данном случае портик не имел дверей и отсюда нельзя попасть внутрь храма. Фигуры портика кариатид — это по сути опоры, заменяющие столб или колонну, они же прекрасно передают легкость и гибкость девичьих фигур. Турки, захватившие в свое время Афины и не до¬пускавшие по своим мусульманским убеждениям изображений человека, уничтожать эти статуи, однако, не стали. Они ограни¬чились лишь тем, что стесали лица девушек.           В 1803 году лорд Эльджин, английский посол в Константино¬поле и коллекционер, пользуясь разрешением турецкого султана, выломал в храме одну из кариатид и увез в Англию, где предло¬жил ее Британскому музею. Слишком широко трактуя фирман ту-рецкого султана, он увез с собой также многие скульптуры Фидия и продал их за 35 000 фунтов стерлингов. Фирман гласил, что «ник¬то не должен препятствовать увезти ему несколько камней с над¬писями или фигурами с Акрополя». Эльджин заполнил такими «камнями» 201 ящик. Как он сам заявил, он взял только те скуль¬птуры, которые уже упали или которым грозило падение, якобы для того, чтобы спасти их от окончательного разрушения. Но еще Байрон назвал его вором. Позднее (при реставрации портика ка¬риатид в 1845—1847 годах) Британский музей прислал в Афины гип¬совый слепок статуи, увезенной лордом Эльджином. Впоследствии слепок заменили более прочной копией из искусственного кам¬ня, изготовленной в Англии.           В конце прошлого века греческое правительство потребовало от Англии вернуть принадлежащие ей сокровища, но получило от¬вет, что лондонский климат для них более благоприятен.           В начале нашего тысячелетия, когда при разделе Римской им¬перии Греция отошла к Византии, Эрехтейон превратили в хрис¬тианский храм. Позднее крестоносцы, завладевшие Афинами, сде¬лали храм герцогским дворцом, а при турецком завоевании Афин в 1458 году в Эрехтейоне устроили гарем коменданта крепости. Во время освободительной войны 1821—1827 годах греки и турки поочередно осаждали Акрополь, бомбардируя его сооружения, в том числе и Эрехтейон. В 1830 году (после провозглашения независимости Греции) на месте Эрехтейона можно было обнаружить лишь фундаменты, а также архитектурные украшения, валявшиеся на земле. Средства на восстановление этого храмового ансамбля (как и на восстанов¬ление многих других сооружений Акрополя) дал Г.Шлиман. Его ближайший сподвижник В.Дерпфельд тщательно измерил и срав¬нил античные фрагменты, к концу 70-х годов прошлого века он уже планировал восстановить Эрехтейон. Но эта реконструкция была подвергнута строгой критике, и храм был разобран.           Здание было восстановлено заново под руководством известного греческого ученого П.Кавадиаса в 1906 году и окончательно отреставрировано в 1922 году.           Парфенон — храм богини Афины — самое большое соору¬жение на Акрополе и самое прекрасное создание гречес¬кой архитектуры. Он стоит не в центре площади, а не¬сколько сбоку, так что можно сразу охватить взглядом передний и боковой фасады, понять красоту храма в целом. Древние греки верили, что храм с основной культовой статуей в центре представ¬ляет собой как бы дом божества. Парфенон — храм Афины-Девы (Парфенос), и потому в центре его находилась хрисоэлефантинная (выполненная из слоновой кости и золотых пластин на дере¬вянной основе) статуя богини.           Парфенон воздвигли в 447—432 годах до н.э. архитекторы Иктин и Калликрат из пентелийского мрамора. Он размещался на че¬тырехступенчатой террасе, размер его основания равен 69,5х30,9 метра. С четырех сторон Парфенон окружают стройные колонна¬ды, между их беломраморными стволами видны просветы голубого неба. Весь пронизанный светом, он кажется воздушным и легким. На белых колоннах нет ярких рисунков, как это встречается в еги¬петских храмах. Только продольные желобки (каннелюры) покры¬вают их сверху донизу, от чего храм кажется выше и еще строй¬нее. Своей стройностью и легкостью колонны обязаны тому, что они чуть-чуть сужаются кверху. В средней части ствола, совсем не заметно для глаз, они утолщаются и кажутся от этого упругими, прочнее выдерживающими тяжесть каменных блоков.           Иктип и Калликрат, продумав каждую мельчайшую деталь, со¬здали здание, поражающее удивительной соразмерностью, пре¬дельной простотой и чистотой всех линий.           Поставленный на верхней площадке Акрополя, на высоте око¬ло 150 метров над уровнем моря, Парфенон был виден не только из любой точки города, но и с подплывавших к Афинам много¬численных судов. Храм представлял собой дорический перипетр, окруженный колоннадой из 46 колонн.           В скульптурном оформлении Парфенона участвовали самые из¬вестные мастера. Художественным руководителем строительства и оформления Парфенона был Фидий, один из величайших скуль¬пторов всех времен. Ему принадлежит общая композиция и раз¬работка всего скульптурного декора, часть которого он выполнил сам. Организационной стороной строительства занимался Перикл — крупнейший государственный деятель Афин.           Все скульптурное оформление Парфенона было призвано про¬славить богиню Афину и ее город — Афины. Тема восточного фронтона — рождение любимой дочери Зевса. На западном фрон¬тоне мастер изобразил сцену спора Афины с Посейдоном за гос¬подство над Аттикой. Согласно мифу, в споре победила Афина, по¬дарившая жителям этой страны оливковое дерево. На фронтонах Парфенона собрались боги Греции: громовер¬жец Зевс, могучий властитель морей Посейдон, мудрая воитель¬ница Афина, крылатая Ника. Завершал скульптурный декор Пар¬фенона фриз, на котором была представлена торжественная про¬цессия во время праздника Великих Панафиней. Этот фриз счи¬тается одной из вершин классического искусства. При всем ком¬позиционном единстве он поражал своим разнообразием. Из бо¬лее чем 500 фигур юношей, старцев, девушек, пеших и конных ни одна не повторяла другую, движения людей и животных были переданы с удивительным динамизмом.           Фигуры скульптурного греческого рельефа не плоские, у них есть объем и форма человеческого тела. От статуй они отличаются только тем, что обработаны не со всех сторон, а как бы сливаются с фоном, образуемым плоской поверхностью камня. Легкая расцветка оживляла мрамор Парфенона. Красный фон подчеркивал белизну фигур, четко выделялись синевой узкие вер¬тикальные выступы, отделявшие одну плиту фриза от другой, ярко сияла позолота. Позади колонн, на мраморной ленте, опоясыва¬ющей все четыре фасада здания, была изображена праздничная процессия. Здесь почти нет богов, а люди, навек запечатленные в камне, двигались по двум длинным сторонам здания и соединялись на восточном фасаде, где происходила торжественная церемония вручения жрецу одеяния, сотканного афинскими девушками для богини. Каждая фигура характерна своей неповторимой красотой, а все вместе они точно отражают подлинную жизнь и обычаи древ¬него города.                    Действительно, раз в пять лет в один из жарких дней середины лета в Афинах происходило всенародное празднество в честь рож¬дения богини Афины. Оно носило название Великих Панафиней. В нем принимали участие не только граждане Афинского государ¬ства, но и множество гостей. Празднество состояло из торжествен-ной процессии (помпы), принесения гекатомбы (100 голов скота) и общей трапезы, спортивных, конных и музыкальных состязаний. Победитель получал особую, так называемую панафинейскую ам¬фору, наполненную маслом, и венок из листьев священной мас¬лины, растущей на Акрополе.           Самым торжественным моментом праздника было всенародное шествие на Акрополь. Двигались всадники на конях, шли государ¬ственные мужи, воины в доспехах и молодые атлеты. В длинных белых одеждах шли жрецы и знатные люди, глашатаи громко сла¬вили богиню, музыканты радостными звуками наполняли еще прохладный утренний воздух. По зигзагообразной панафинейской дороге, вытоптанной тысячами людей, поднимались на высо¬кий холм Акрополя жертвенные животные. Юноши и девушки везли за собой модель священного панафинейского корабля с при¬крепленным к его мачте пеплосом (покрывалом). Легкий ветерок развевал яркую ткань желто-фиолетового одеяния, которое несли в дар богине Афине знатные девушки города. Целый год они тка¬ли и вышивали его. Другие девушки высоко поднимали над голо¬вой священные сосуды для жертвоприношений. Постепенно шествие приближалось к Парфенону. Вход в храм был сделан не со стороны Пропилеи, а с другой, словно для того, чтобы каждый сначала обошел, осмотрел и оценил красоту всех частей прекрасного здания. В отличие от христианских храмов, древнегреческие не предназначались для богослужений внутри их, народ во время культовых действий оставался вне храма.          

Вся работа доступна по Ссылке

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.