У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА



          Под полуденным небом Италии на семи холмах раскинулся Рим. Третью тысячу лет стоит чудный город, и недаром его называют «вечным». Он был основан еще в языческие времена, за семь с половиной веков до Рождества Спасителя.          В первые годы своего существования это был бедный и невзрач¬ный город, ему пришлось выдержать немало борьбы и невзгод, но храбрость и жизненная стойкость его жителей сослужили ему вер¬ную службу. С течением времени Рим креп и разрастался, сосед¬ние племена одно за другим покорялись его власти, а через пять веков уже вся Италия была в его руках. Мудрые законы, талант¬ливые полководцы, верные граждане — все служило залогом бла¬гополучия государства. Победоносные римские войска стали по¬степенно переходить за границы Италии и завоевывать уже не отдельные племена, а целые государства. На заре своей истории Рим отличался суровостью. Простота счи¬талась достоинством, изнеженность — пороком, роскошь пресле¬довалась законом. Обычно считается, что римляне сделали три гениальных открытия в архитектуре: бетон, арка и купол. На самом деле лишь бетон является бесспорно римским изобретением. Смешивая известь с вулканическим пеплом, камнями и песком, римляне создали чрезвычайно прочный, дешевый, удобный, но эстетически абсолютно невыразительный строительный материал. Последнее обстоятельство их ничуть не смущало. Но потом все изменилось. Рим стал столицей мировой державы. «У нас человек считает себя бедным, — гово¬рит современник, — если нумидийский мрамор не инкрустиро¬ван мрамором александрийским, если вокруг на полу не змеятся мозаичные узоры такой чудесной работы, что могут соперничать с живописью, если потолки не покрыты стеклом, если тазосский мрамор, когда-то употреблявшийся только на храмы, не устилает бассейнов, в которые мы окунаем наши тела... Сколько статуй, сколько колонн, которые ничего не поддерживают и стоят в виде украшений».           В античном мире такого понятия, как религиозная терпимость, вообще не существовало. Религия у римлян была делом общественным (как и в практически всех обществах Средиземноморья до того). Были культы, которые отправлялись дома, были культы, которые отправлялись публично, но во всех случаях существовали установленные процедуры и обычаи, причем и те и другие были определены актами законодательства, восходящими по легендам к Нуме Помпилию. Все действия, включая торговлю и развлечения, имели сакральное измерение, и везде были свои ритуалы. Римлянин не то что "имел право" их исполнять - он "должен" был их исполнять. Отказ от исполнения надлежащего обряда мог кончиться для гражданина очень плохо - обвинение в неблагочестии каралось строго, вплоть до такого же ритуализованного изгнания или казни.           Существование богов - это для римлянина было дело десятое. Боги присутствовали в жизни, поскольку были утверждены законами, а онтология никого не волновала. Благочестие составляло не веру в богов, а аппеляцию к ним там, тогда и так, как это было положено. Авгур был госчиновником, а не адептом или пророком: он мог не верить в существование Юпитера, но интерпретировать полет птиц должен был как положено, по должности. Интеллектуально, вера вообще считалась уделом простецов, а не интеллектуалов из элиты: в эпоху империи было уже общим местом рассматривать богов в аллегорическом духе, как это делает и помещенный у нас Цельс (VI, 46), или в духе эвгемеризма, т.е. как древних вождей и героев. Путеводителем в религии для римского гражданина были не эмоции, а долг.           Неримские религии в Риме имели хождение только среди граждански неполноценных лиц. Женщинам разрешалось поклоняться Кибеле, и это богослужение охранялось (см. дело Клодия), но женщины были лично несвободны. Аналогично - подлый люд, рабы, варвары. Всем им позволялось предаваться суевериям лишь в качестве снисхождения к их недоразвитости, т.к. все эти лица считались в силу проекции своего низшего статуса и нравственно и умственно менее развитыми, чем свободные аристократы из элиты (см. у Цельса III-55)          Христианство римляне преследовали изначально в ряду т.н. "восточных суеверий", куда входили также египетские верования и ворожба, иудаизм, зороастризм, вера в Митру, культы Атиса, Кибелы, и прочая - все, что бытовало у неэллинов. Помимо прочего, все такие религии были не закреплены обычае и законами, и вследствие этого не могли ни считаться "религиями" с юридической точки зрения: "религия" (букв. связь) была именно установленным законом обрядом, самодеятельность в этих вопросах была сакральным самоуправством и как следствие - святотатством и посягательством на установленный порядок мироздания и государственности. Время от времени в Риме случались компании по изгнанию евреев. Рим был художественным центром, столицей мира. В на¬дежде получить щедрые заказы сюда съезжались мастера со всего света, поэтому римское искусство создавалось не только римляна¬ми, но идеалы в нем воплощались римские. Сами римляне называли свой город с заглавной буквы — Го¬род. Сердцем Рима, средоточием его общественной жизни был Форум — городская площадь. Форум располагался у подножия Капитолия — главного из семи холмов, на котором уже в тече¬ние 600 лет стояли храмы Юпитера, Юноны и Минервы и брон¬зовая волчица с Ромулом и Ремом. Форум не имел правильных очертаний, по сторонам его замыкали различные постройки, но, развиваясь с VI века до н.э., он превратился в парадный архи¬тектурный ансамбль.           Форум был заставлен статуями героев и памятниками в честь побед над врагами. Здесь же росли вековые деревья, которые рим¬ляне считали священными. Кроме того, здесь были огорожены все места, в которые когда-либо ударяла молния, так как удар молнии для римлян — это таинственный знак Юпитера.           Вот в центре Форума белеет небольшое здание — это храм бога Януса. Когда римляне вели с кем-либо войну, деревянные двери этого храма распахивались в знак того, что Янус выступил на по¬мощь легионерам. И закрывались двери храма только тогда, когда повсеместно военные действия были закончены.           На массивных каменных платформах высились храмы с пыш¬ными колоннами, посвященные богам. Богов в Риме было вели¬кое множество: боги общегосударственные, городские, домашние. Были даже специальные боги, которые охраняют ягнят или унич¬тожают сорняки. Одни боги — «уроженцы самого» Рима, другие заимствованы у греков, третьи — у египтян или жителей Азии. Но при всем обилии богов римляне были не очень набожны, фана¬тизм и религиозная нетерпимость им совершенно чужды.          Постепенно Форум обрастал не только зданиями, но и статуя¬ми почетных римских граждан, военными трофеями полководцев. Во времена республики римский Форум был торговым и полити¬ческим центром Рима. Но затем, когда город разросся, площадь, заставленная памятниками, лавками, храмами, перестала удовлет¬ворять столицу Римской империи. Рядом с ним стали вырастать новые общественные центры — цепь новых форумов, называемых императорскими. Здесь не было того хаоса, который царил на рим¬ском Форуме, наоборот, здесь все построили в строгой симметрии.           Юлий Цезарь еще в I веке до н.э. первый построил новую пло¬щадь в виде прямоугольного мощеного двора со стоящим в его глу¬бине храмом — форум Цезаря. Вслед за ним в начале I века новый форум построил Август, после него в конце I века — Веспасиан, потом Нерва и, наконец, самую грандиозную площадь построил в начале II века император Траян. Он приказал срыть холм высотой в 38 метров, а на его месте разбить самый большой и роскошный форум Рима. О форуме Траяна говорили, что это единственное сооружение на земле, перед которым даже боги не могли не прийти в изумление. А сами рим¬ляне в восхищении о нем говорили так: «Форум не может быть описан, и ничто подобное смертный не может больше создать».           Зодчий Аполлодор из Дамаска начал строить его в 107 году и за¬кончил в 113 году. В фиолетово-серую плоскость стены (высота ее не меньше семиэтажного дома) из огромных глыб пористого туфа была вставлена триумфальная арка из белого мрамора. Три ее про¬лета — это вход на площадь: средний — просто гигантский, два боковых — поменьше. Путешественники, проходившие под ее мраморным сводом, останавливались просто как вкопанные: пе¬ред ними оказывалась не площадь, а пирамида. Но это было только первое впечатление. Плиты цветного мрамора, чередуясь в опре¬деленном порядке, направляли глаз зрителя к середине огромно¬го квадрата, и казалось, что середина выше, чем края. Свое название Колизей получил от латинского слова «colossus», что означает «великан». Императоры Веспасиан и Тит, бывавшие на Востоке и находившиеся под впечатлением от громадности и величия египетских пирамид, решили возвести амфитеатр, столь же величественный и грандиозный.           Колизей имел форму удлиненного круга и стоял на 80 арках, над которыми поднимались арки меньшего размера. 240 огромных арок в три яруса снаружи окружают колоссальный эллипс. За ним располагались сводчатые галереи — места отдыха зрителей и бой¬кой торговли. На первый взгляд, арок так много, как сот в улье, но при этом однообразия нет. Каждая арка оказывается под дру¬гим углом и к солнцу, и к зрителю, на арки по-разному падают тени. Они однородны, но не ординарны.           Снаружи амфитеатр был облицован мрамором и украшен ста¬туями, внутри поднимались 80 рядов зрительских мест, 64 огром¬ных входа впускали в амфитеатр толпу. В нижней части здания располагались места для римских вель¬мож и трон для императора под высоким балдахином. Потолка не было. Хитроумная система канатов и блоков позволяла натягивать на мачтах парусиновый тент, защищавший зрителей от дождей и палящего солнца. В первом ярусе стояли полуколонны дорические (отдаленно на¬поминающие Парфенон), во втором ярусе — ионические (немно¬го похожие на Эрехтейон), на третьем ярусе — коринфские с куд¬рявыми, украшенными листвой капителями. В проемах второго и третьего этажей выстроились ряды статуй, высеченных из белоснежного мрамора. Они поражают художе¬ственностью исполнения, а также величиной, количеством и бо¬гатством материала. Если в Парфеноне статуи повествуют о кра¬соте и совершенстве свободного человека, то в Колизее они про-славляют непреклонную силу, поставившую их правильными ря¬дами в одинаковых арочных проемах вдоль бесконечного эллип¬тического фасада.           Арена Колизея имела деревянный, обычно засыпаемый песком пол, который мог опускаться и подниматься. Иногда она запол¬нялась водой с помощью проведенного к зданию рукава акведу¬ка, и тогда в Колизее устраивались навмахии — настоящие морс-кие сражения с настоящими морскими кораблями.           В Колизее проводили и спортивные состязания, но недобрая слава сооружения связана с жестокими боями гладиаторов. Все главные развлечения римлян — гладиаторские бои, травли зверей, охоты — устраива¬лись в амфитеатре. Это была самая настоящая битва жизни и смер¬ти. После каждого боя победитель уходил с наградами, а побеж¬денных, если в них еще теплилась жизнь, по требованию зрите¬лей могли помиловать или добить в специальных камерах смерт¬ников.           Сколько несчастных погибло здесь страшной смертью, унося с собой образ огромной, бесчеловечной, ревущей толпы! Сколько тысяч диких зверей здесь было убито! Довольно часто они были редчайшей породы, завезенные из дальних стран.           Посреди Колизея возвышалась статуя Юпитера. Здесь и прохо¬дили бои гладиаторов с дикими зверями или между собой. Сюда же выводили и первых христиан на растерзание. Потоками лилась человеческая кровь для потехи жестокой и развращенной толпы язычников. Это были жестокие зрелища, и многие люди возмуща-лись и выступали против подобных игр (например, Сенека), но их было меньшинство. Потребовалось целых 200 лет, чтобы отучить народ от этого жестокого зрелища. Сохранилось предание, что зод¬чий Колизея Гавденций принял христианство и претерпел муче¬ния на площади им же самим построенного амфитеатра. Когда римский папа Григорий Великий встретил послов Юстиниана, пришедших к нему из Византии, как высшую святыню дал он им горсть земли из Колизея, завернув ее в богатые ткани. Арену ограждала от зрителей 4-метровая стена, и в нижних ря¬дах ее, по малой оси, помещались ложи императора, которые под¬земным ходом соединялись с императорским дворцом на Палатине. Здесь же располагались ложи и высших правителей города.          

Вся работа доступна по Ссылке

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.