У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Принцип ответственности государственных гражданских служащих

Успешное решение и реализация государством стоящих перед ним задач и функций, обуславливающих в конечном итоге социальную значимость и ценность самого государства в целом, невозможна без эффективной, слаженной и дисциплинированной работы государственных гражданских служащих. Деятельность государственного аппарата в правовом государстве в первую очередь основывается на принципе законности, который подразумевает точное и неукоснительное исполнение государственными служащими предписаний правовых норм, соблюдение установленных запретов и ограничений, ответственное и добросовестное исполнение ими своих должностных обязанностей. Любое отступление от этого общего принципа, проявляющееся в нарушении государственным служащим правовых норм, в определенной степени дезорганизует работу государственного аппарата, приводит к принятию необоснованных управленческих решений, часто влечет нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, снижает уровень доверия к государственным органам и государству в целом, и, в конечном счете, нивелирует сам смысл служебной деятельности государственного служащего. Поэтому обеспечение законности в деятельности самого государственного аппарата одна из важнейших задач любого правового демократического государства.

Реализация общего принципа законности в деятельности государственного аппарата во многом обусловлена рациональным нормативным закреплением связанного с ним принципа ответственности государственных служащих. Как отмечает проф. А.Ф. Ноздрачев: «закрепление принципа ответственности имеет своей целью ориентировать государственных служащих на добросовестное, целесообразное и законное осуществление своих должностных обязанностей и практически означает, что невыполнение или ненадлежащее выполнение этих обязанностей должны повлечь за собой применение мер юридической ответственности»[1]. Совершенно очевидно, что только наличие хорошо разработанного правового института юридической ответственности чиновников за свою профессиональную деятельность, в сочетании с эффективным контролем за их работой (в том числе и со стороны гражданского общества), позволит в полной мере обеспечить режим законности в деятельности государственных структур, а, соответственно, в максимальной степени гарантировать права и свободы граждан.

В то же время необходимо учесть тот факт, что при осуществлении своей профессиональной служебной деятельности государственный служащий должен быть надежно защищен от необоснованного применения к нему мер юридической ответственности, предвзятости и произвола со стороны начальства и контролирующих органов. Отсутствие эффективных правовых и организационных гарантий прав государственного служащего при привлечении к юридической ответственности неизбежно поставит чиновника в зависимость от начальства, сделает его послушным инструментом в руках вышестоящей государственной администрации, приведет к подмене общегосударственных интересов личными и корпоративными.

Ранее действовавшее законодательство весьма последовательно закрепляло принцип ответственности государственных служащих. Статья 5 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации»[2], к числу базовых принципов организации и функционирования государственной службы относила принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Более того, в само понятие государственной должности, которое в названном законе выступало в качестве основополагающей категории государственной службы[3], также был включен признак ответственности за исполнение обязанностей, по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа (см. ст. 1 закона).

Представляется, что подобное внимание законодателя к принципу ответственности государственных служащих было вполне оправдано и адекватно отражало значимость и необходимость данного принципа для всего института государственной службы в целом.

С сожалением приходится констатировать, что новые нормативные правовые акты, принимаемые в рамках проводимой в нашей стране реформы государственной службы, уделяют принципу ответственности государственных служащих куда меньше внимания. Так, новый рамочный закон «О системе государственной службы Российской Федерации[4]» (далее Закон №58-ФЗ) вообще не упоминает принцип ответственности государственных служащих в числе общих принципов государственной службы[5]. Не закреплен этот важнейший принцип и в новом законе «О государственной гражданской службе[6]» (далее Закон №79-ФЗ), который при определении принципов государственной гражданской службы практически полностью дублирует общие принципы государственной службы, указанные в Законе №58-ФЗ. Отказался законодатель и от включения признака ответственности государственных служащих за совершаемые деяния в число конститутивных признаков государственной должности. В то же время, как указывается в юридической литературе, ответственность безусловно является элементом правового статуса должности государственной службы[7].

В целом отсутствие закрепления принципа ответственности государственных служащих на законодательном уровне можно отнести к числу больших недостатков действующего законодательства о государственной службе. Такой пробел выглядит тем более странным, учитывая, что в Концепции реформирования системы государственной службы[8], утвержденной Президентом РФ 15.08.2001, принцип ответственности государственного органа и государственного служащего перед законом в случае нарушения прав и законных интересов граждан РФ, отнесен к числу основных принципов функционирования системы государственной службы и деятельности государственных служащих (см. п. 2 названного документа).

В целом позитивным шагом в развитии законодательства о государственной гражданской службе следует признать закрепление в действующем законодательстве принципа защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц (см. ст. 3 Закона №59- ФЗ, ст. 4 Закона №79-ФЗ). Закон от 31.07.1995 подобного положения не содержал. Данный принцип в числе прочего логически предполагает закрепление для гражданских служащих надежных правовых гарантий реализации права на защиту при привлечении к юридической ответственности, исключающих возможность необоснованного давления на государственного служащего со стороны начальства и контролирующих органов. Однако отсутствие закрепления связанного с ним принципа ответственности государственного служащего за свои деяния, создает потенциально опасный перекос. Например, реализацию руководителем своих дисциплинарных полномочий вполне можно рассматривать как противоречащую принципу невмешательства в профессиональную деятельность государственного служащего, а поскольку правовые принципы имеют основополагающее значение, под сомнением оказывается правомерность закрепления в Законе №79-ФЗ возможности привлечения гражданского государственного служащего к дисциплинарной ответственности (см. ст. 56-59 названного Закона). Очевидно, что указанные выше принципы логически взаимосвязаны и их эффективное применение возможно лишь при их совместном действии. К сожалению, современное российское законодательство этого факта не учитывает.

 


[1] Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. - М.: «Статут», 1999. Стр. 65.

[2] Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31.07.1995 N 119-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 31.07.1995, N 31, ст. 2990.

[3] ФЗ от 31.07.95 определял другие ключевые категории - государственная служба и государственный служащий, с использованием в их определениях термина «государственная должность» (см. п.1 ст. 2 и п.1 ст. 3 закона).

[4] Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от

27.05.2003            №58-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 02.06.2003, N 22, ст. 2063.

[5] Стоит отметить, что принцип ответственности не единственный из числа тех, от которых законодатель по не совсем понятным причинам решил отказаться. Например, новое законодательство о государственной службе ничего не говорит о принципе внепартийности государственной службы, отделения религиозных объединений от государства; принципе стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.

[6] ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 №79-ФЗ.

[7] Комментарии к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и законодательству о гражданской службе зарубежных государств, под ред. А.Ф. Ноздрачева. - М.: МЦФЭР, 2005, стр. 56.

[8] Концепция реформирования системы государственной службы, утверждена Президентом РФ 15.08.01 № Пр-1496.

 

Вся работа доступна по ссылке  http://mydisser.com/ru/catalog/view/32202.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.