Быстрый переход к готовым работам
|
Мемориальные постройкиНа территории Крыма мусульманские мавзолеи появляются в связи с исла- мизацией населения полуострова, начавшейся, как полагают исследователи, уже со 2-й пол. XIII в. - несколько ранее чем в других провинциях Золотой Орды [97,с 115]. Едва ли строительство мусульманских мемориальных сооружений в Крыму заметно отставало от строительства мечетей, наиболее ранняя из которых, как уже отмечалось, относится к 60-м г.г. Х1П в. [130, с.26]. Однако каких-либо документальных свидетельств о столь ранних крымских мавзолеях пока не обнаружено, а существующие памятники дают материал для исследований этой категории сооружений начиная лишь со 2-й пол. XIV в. Остается пока открытым вопрос о существовании сельджукских колоний на территории Крыма. Его решение, возможно, потребует пересмотра нижней границы распространения крымских мавзолеев-дюрбе. В целом мавзолеи - один из наиболее хорошо изученных отделов мусульманской архитектуры. Такое положение во многом связано с относительно более высокой степенью сохранности этих сооружений, что объясняется не столько прочностью материалов, из которых они возводились (обычно камень или обожженный кирпич)[1], сколько тем традиционным почитанием мест погребения, которое присуще как мусульманам, так и представителям иных религий. Поэтому даже во время разрушительных войн мавзолеи страдали меньше других категорий сооружений. В стабильные же периоды мемориальные постройки, как правило, содержались в хорошем состоянии. Обычно за этим следили особые служители (в Турции и Крыму—дюрбедары), в обязанности которых входило также выполнение традиционных поминальных ритуалов, прием паломников (порой весьма многочисленных) и охрана усыпальниц [172,с.22]. Судя по имеющимся данным, в крымских мавзолеях эти функции обычно выполняли суфии. В частности подобные факты (касающиеся впрочем, захоронений, не отмеченных монументальными постройками) приводятся И. Гаспринским [18]. О дервише, проживавшем у могилы «святого» сообщает также и Э. Челеби [17,с.127]. Как известно, традиция возведения монументальных усыпальниц возникла у мусульман далеко не сразу. Многочисленные выдержки из хадисов и других источников подтверждают распространенную точку зрения, согласно которой в раннем исламе существовал строгий запрет на возведение намогильных сооружений [182,с.175;183,с.56]. Однако недавно это устоявшееся мнение было оспорено со ссылкой на 18-ю суру Корана, где напротив рекомендуется возвести над могилой некое сооружение [184,с.43]. В дискуссии востоковедов по данному вопросу, возможно, отражаются реальные различия подходов к его решению, существовавшие в раннем исламе. Как бы то ни было, ранние мусульманские усыпальницы являются наглядным выражением стремления к компромиссу между запретами хадисов и потребностью отметить погребение, укрыть его от непогоды. Как правило, это были открытые купольные постройки, напоминающие по своей форме балдахин. В других случаях захоронение устраивалось под открытым небом в огражденном дворике, а рядом возводилось здание поминальной мечети. Известны и примеры сугубо ком- меморативных сооружений, не содержащих каких-либо захоронений. Впоследствии в различных областях мусульманского мира неоднократно имели место попытки возврата к жестким ограничениям раннего ислама, когда монументальные усыпальницы уступали место захоронениям под открытым небом[2]. Со временем на основе доисламских традиций сформировались мусульманские ритуалы, связанные с погребением усопших и посещением их могил. Несмотря на целый ряд особенностей в трактовке этих ритуалов, существующих в различных областях мусульманского мира, нетрудно выделить некоторые их общие черты. В частности погребальный ритуал (араб. -«джаназа») предполагает обязательное чтение молитвы по покойному, которое проводится либо в его доме, либо 'У в мечети. В могиле устраивается специальная ниша . Покойника кладут на правый бок лицом к Мекке после чего ниша закладывается камнем [127,с.58;124,с.75].
[1] Для сравнения — многие мечети, не только квартальные, но н соборные в различных областях Ближнего и Среднего Востока были деревянными или глинобитными. [2] Подобные явления, к примеру, имели место в Средней Азия при Шейбанкдах (XVI а) [142, с.304].
Вся работа доступна по ссылке http://mydisser.com/ru/catalog/view/32353.html |
|