Быстрый переход к готовым работам
|
Организационный дискурс в рамках культурного и критического подходовИсследователи, изучая организационный дискурс преимущественно с социолингвистической позиции, считают, что «организации существуют до тех пор, пока члены организаций продолжают формировать их посредством дискурса» [Mumby, Clair 1997: 181] (перевод мой - Н. Щ.). Исследователи организационного дискурса изучают процессы выполнения людьми повседневных задач на рабочем месте посредством дискурса, и коллеги при этом взаимодействуют в рамках крупных согласованных институционализированных структур. Коммуникация рассматривается одновременно и как средство выражения, и как средство формирования организационной структуры. Исследование организационного дискурса позволяет понять отношения между повседневным организационным общением и социальной структурой в целом. Организация определяется как «социальный коллектив, производимый, воспроизводимый и трансформируемый через непрерывные, взаимосвязанные и целенаправленные коммуникативные практики его членов» [Mumby, Clair 1997: 181] (перевод мой - Н. Щ.). Коммуникативные практики членов организаций рассматриваются с точки зрения их содействия непрерывному процессу организации и конструирования социальной реальности: «Именно посредством телефонных звонков, встреч, заседаний, коммерческих бесед и разговоров в коридоре люди сообщают информацию, шутят, обновляют сведения, сплетничают, просматривают что-либо и подвергают переоценке, делают выводы, дают указания, спорят, дискутируют, отстаивают свое мнение и фактически конституируют события, и, на протяжении времени, саму структуру организации» [Boden 1994: 8] (перевод мой - Н. Щ.). На современном этапе организационный дискурс рассматривается с точки зрения двух исследовательских направлений: культурного, или интерпретативного, и критического, причем оба подхода затрагивают отношения между дискурсом и формированием социальной реальности. Культурный подход, оперируя на дескриптивном уровне, рассматривает влияние дискурсивных практик членов организации на развертывание общего значения: «Совершая ритуальные или церемониальные действия, люди пользуются и другими культурными формами — определенным соответствующим ситуации языком, жестами, ритуализированным поведением, артефактами, другими символами и окружающей обстановкой — чтобы усилить выразительность соответствующих случаю общих значений» [Trice and Beyer 1984: 654] (перевод мой - Н. Щ.). Критический подход к изучению институционального дискурса, с одной стороны, схож с культурным подходом, поскольку рассматривает формирование социальной реальности посредством дискурса, но, с другой стороны, отличается своей сосредоточенностью на рассмотрении вопросов власти и контроля в организациях. С позиции критического подхода организации трактуются как «места борьбы, где соперничают различные группы, чтобы сформировать организационную социальную реальность в соответствии со своими интересами» [Mumby, Clair 1997: 182] (перевод мой - Н. Щ.). Примером служит формирование руководством организации такой социальной реальности, в которой подчеркивается важность приверженности сотрудников своей организации, их трудолюбия и преодоления экономических трудностей «ради блага компании». Критический подход рассматривает не только отношения между дискурсом и властью, но и неравенство, порождаемое и поддерживаемое в результате этих отношений. Специалисты, занимающиеся исследованием организационного дискурса в рамках критического подхода, полагают, что «хотя между дискурсом и властью / неравенством существует связь, эти отношения часто неотчетливы и неявны» [Mumby, Clair 1997: 183] (перевод мой - Н. Щ.). Критический подход к организационному дискурсу развивается в двух направлениях, первое из которых, собственно критическое, анализирует отношения между дискурсом, идеологией и властью (Helmer: 1993; Huspek and Kendall: 1991; Mumby: 1987; Mumby and Stohl: 1992; van Dijk: 1993; Witten: 1993). С этой позиции тексты формируются «идеологически, под влиянием отношений власти и борьбы за власть» [Fairclough 1993: 135] (перевод мой — Н. Щ.). В этом смысле идеология понимается как процесс развития самосознания и мироощущения социальной личности, входящей в состав определенного социального коллектива. Дискурс порождает существующие отношения власти, а идеология является промежуточным звеном в этих отношениях, представляя собой интерпретативную призму, проходя сквозь которую дискурсивные практики обретают значение. Второе направление представляет собой критический феминистский подход к исследованию организационного дискурса (Ferguson: 1984; Gherardi: 1994; Martin: 1990; Pringle: 1988). С этой точки зрения большое внимание уделяется проблеме гендерного различия и считается, что понятия дискурса, власти и контроля могут быть осмыслены только при рассмотрении формирования понятия гендера через диалог (J. Acker; М. Alvesson; У. Billing; D. Collinson; S. Gherardi; С. West; D. Zimmerman). С точки зрения критического феминистского подхода предполагается, что организации являются в значительной степени патриархальными структурами, «дающими привилегию “мужским” способам мышления и организации мира» [Mumby, Clair 1997: 192] (перевод мой —Н. Щ.). Научные исследования в области организационного дискурса характеризуются применением разносторонних теоретических знаний к анализу повседневной жизни организаций, которые проникают во все измерения жизни современного человека, формируя его самосознание и мировосприятие. По мнению исследователей, «понимание отношений между дискурсом, организациями и властью является фундаментальным для сохранения демократического общества, поскольку именно на уровне повседневной жизни совместные дискурсивные практики либо поддерживаются, либо разрушаются» [Mumby, Clair 1997: 203] (перевод мой-Н. ГЦ.).
Вся работа доступна по ссылке http://mydisser.com/ru/catalog/view/31594.html |
|