У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Баланс интересов в трудовом праве

В целом согласование интересов участников трудовых правоотношений является одной из задач российского трудового права. Вместе с тем, на законодательном уровне последовательно эта линия не проводится. Так, например, ст. 1 Федерального закона от 01.05.1999 N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений"[1] предусматривает, что согласование интересов объединений профсоюзов, работодателей и органов и исполнительной власти является одним из прав Комиссии при разработке и реализации генерального соглашения, а также выполнении решений Комиссии. Однако не совсем ясно, почему указанное согласование интересов не является обязанностью Комиссии, во исполнение ст. 1 ТК РФ. И данная проблема стоит перед российским трудовым законодательством все более остро.

Вообще, если бы права и интересы работников и работодателей не были бы столь взаимозависимы, можно было бы ограничиться простым пониманием интересов работников и работодателей как двух отдельно стоящих понятий. Тем не менее, следует признать, что в определенной мере интерес одной из сторон трудовых правоотношений всегда противостоит интересу другой стороны - в противном случае, не возникало бы спорных и конфликтных ситуаций при попытке руководствоваться интересом одной из таких сторон.

Безусловно, всегда возникает соблазн создать некий перечень типовых ситуаций, в которых мы могли бы руководствоваться интересом той или иной стороны, соблюдая при этом баланс интересов. Однако именно такой подход на практике оказывается наиболее пагубным и отрицающим поиск баланса, и если в практике государств с англо-саксонской системой права отсутствие гибкости в поиске баланса интересов отчасти способно преодолеваться благодаря прецеденту как источнику права, то в государствах с континентальной системой права побороть такой подход - практически неосуществимая задача. С одной стороны, в условиях российской действительности преодоление такого порока системы может преодолеваться посредством принципов правового регулирования, однако в этих целях необходимо формировать более прочную основу для свободного и распространенного применения судами принципов права.

В российской действительности подход к пониманию интереса и его защиты исторически складывается в своеобразном ключе — право решать, задействован ли в конкретном случае интерес одной из сторон и подлежит ли он защите, принадлежит, скорее, не судам (как это должно происходить в идеальной конструкции, в рамках хотя бы все тех же оценочных категорий), а законодателю - как только тот или иной вопрос касательно интереса всплывает на практике, и не находится единообразия в его толковании и регулировании, такой вопрос переходит на сцену законодательных инициатив. С трудом представляется, что такой подход (хотя нельзя, конечно, не учитывать большого количества подзаконных актов, также зачастую вносящих диссонанс в и без того мало наблюдаемое единообразие) можно считать положительной тенденцией - вместо того, чтобы отдать дань и без того малой доле диспозитивизма в трудовом праве, законодатель стремится лишить регулирование трудовых правоотношений всякой гибкости, полагая, что такая тактика представляет собой выход и направлена на защиту идеалов социального государства.

При этом нельзя в полной мере согласиться с тем, что предоставление дополнительных прав и гарантий одной из сторон способно создать оптимальный баланс интересов. Более того, даже в самых очевидных случаях одномерная защита интересов работников может привести к обратному

 

результату - работникам будут предоставлены дополнительные гарантии там, где это может создать правовой тупик и неблагоприятно отразиться на интересах работодателя, в то время как в сферах, где особенно выражено неравенство работника и работодателя, незащищенность работника будет продолжать усугубляться (здесь хочется вспомнить слова А.-С. Чепик, партнера PricewaterhouseCoopers в России, главы группы трудового права: «в сложных ситуациях Трудовой кодекс не защищает интересы работника и работодателя, а позволяет обоим злоупотреблять своими правами»[2]).

Для иллюстрации можно привести следующий пример: п. 4 Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки"[3] предусматривает, что «вопрос о явке работника на работу в день выезда в командировку и в день приезда из командировки решается по договоренности с работодателем». Вместе с тем, очевидно, что в отсутствие согласия работодателя работнику ничего не останется, как пойти на его условия, либо спровоцировать конфликт. Если бы законодатель определял общее правило для такой ситуации, работнику было бы проще отстоять свои права. Так, в одной крупной организации розничной торговли работник был направлен в командировку, при этом его возвращение авиасообщением было запланировано на вторую половину рабочего дня. Работодатель потребовал, чтобы работник вышел на работу до окончания рабочего дня, несмотря на то, что работник утверждал, что время на прохождение паспортного контроля и сбор багажа, а также на проезд до места работы не позволяют ему соблюсти указанное требование. Вместе с тем, работодатель не изменил своего требования, ссылаясь на то, что в случае возникновения трудностей работник просто подтвердит документально невозможность явки в тот же рабочий день. Очевидно, что указанный случай свидетельствует об отсутствии реального механизма согласования, и кроме того, нарушает интересы работника, который вынужден доказывать уважительность причин неявки на работу.

В этой связи необходимо руководствоваться не простой политикой защиты интересов работников и работодателей, а комплексной политикой обеспечения полномерного баланса интересов сторон трудовых отношений.

До сих пор в научной литературе лишь некоторыми авторами предпринимались попытки определить, что такое баланс интересов в трудовом праве и каким образом эта категория функционирует (или должна функционировать) на практике. Так, например, коллектив авторов Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ отмечает, что «баланс интересов сторон трудового правоотношения не есть некое состояние, обеспечив которое, молено считать задачу правового регулирования выполненной», и «основная идея согласования интересов заключается не в достижении каких-либо конкретных результатов, а в постоянном стремлении совершенствовать трудовое законодательство»[4].

 

[1] Федеральный закон от 01.05.1999 N 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений». // «Собрание законодательства РФ». 03.05.1999, N 18, ст. 2218.

[2] Доступно на www.taxnravo.ru

[3] Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки". // "Российская газета", N 218, 17.10.2008.

[4] Права работодателей в трудоных отношениях / Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве Российской Федерации под ред.: А.Ф. Нуртдиновой, Л.А. Чикановой. - М.: Эксмо, 2010. - с. 6-7

 

 

Вся работа доступна по ссылке  http://mydisser.com/ru/catalog/view/30459.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.