Быстрый переход к готовым работам
|
Конфиденциальная информация: понятие, признаки, классификацияДля исследования административно - правовых режимов конфиденциальной информации необходимо сформировать понятийный аппарат, включающий как легальные, так и научные определения базовых понятий - «информация», «конфиденциальная информация», определить признаки конфиденциальной информации и дать ее видовую классификацию. Легальное определение понятия «информация» дано в Законе об информации - это «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления».
Как следует из этого определения, законодатель делает акцент на содержательности информации, а также на многообразии форм ее предоставления. В науке информационного права определение данного понятия — предмет постоянных дискуссий. Так, Т. В. Закупень, С. Ю. Соболь предлагают формулировать данное понятие через такие признаки, как наличие определенности, процессуальности (порядка передачи сведений) и оценочности (выражения субъективного отношения к происходящему). По их мнению/ информация - это нематериальный объект в системе взаимодействий в рамках человеческого общества, который представляет собой сведения о лицах, фактах, событиях независимо от формы их представления, а также результаты их оценки в сознании человека.[1] Рациональной представляется позиция Городова О. А., согласно которой в сущности информации- как объекта права значимым является важность, полезность, благо для участников правоотношений.[2] Нисневич Ю. А. определяет информацию как особо значимый объект публичного права, правового регулирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, отношений между гражданами, институциональными структурами гражданского общества, органами государственной власти.[3] Копыловым В. А. предлагается следующее понятие информации - создаваемые в результате интеллектуальной деятельности и находящиеся в самостоятельном обороте сведения (данные) об окружающем мире (о ком - либо или о чем - либо) и протекающих в нем процессах или сообщения, осведомляющие о положении дел.[4] г С учетом изложенных позиций представляется возможным сделать вывод о том, что информация является основой взаимодействия общества, особо значимым объектом публичного права, одним из ресурсов государственного управления. Отсутствие единого определения понятия «информация» в науке информационного права - следствие не только этапа ее становления, но и исключительного многообразия информационных правоотношений. В пределах одного определения сложно учесть особенности информации как объекта публичных и частных правоотношений.
Поэтому, признавая ценность приведенных выше точек зрения ученых, в интересах • настоящего исследования ограничимся определением данного понятия в его административно - правовом аспекте. Информация - это особо значимый объект, представляющий собой сведения о фактах, событиях, явлениях и обеспечивающий процесс государственного управления в различных сферах общественной жизни. Значимость информации как объекта правового регулирования определяется доминированием информационных ресурсов среди других видов ресурсов государственного управления, на что постоянно делается акцент в науке информационного права[5]. В сфере ( | - '* / / ! ' У * ' ' ' ’ * I. ' • 4 , * • * ч < ' 1 ‘ г ; ■ х деятельности исполнительной власти'' наряду" • ' с открытой, общедоступной функционирует информация ограниченного доступа, которая, в свою очередь, подразделяется на информацию, функционирующую в режиме государственной тайны, и конфиденциальную информацию.. Конфиденциальная информация — документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данное определение, содержащееся в ст. 2 Закона об информации, в отличие от легального определения понятия «информация», не является единственным в российском законодательстве. Так, например, в ст. 10 Таможенного кодекса РФ[6] от 6 марта 2003 г. № 61 - ФЗ конфиденциальная информация определяется как не являющаяся оощедоступной и могущая нанести ущерб правам и законным интересам представившего ее лица.
Исключительно краткая формулировка данного понятия в Законе об информации предоставляет субъектам нормотворчества возможность определения объема и порядка отнесения к конфиденциальной информации отдельных ее видов на уровне не только законов, но и подзаконных нормативных актов.
В 1997 году Указом Президента РФ от б марта 1997 г. «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»[7] (далее Указ Президента № 188) был утвержден Перечень сведений конфиденциального характера, к которым отнесены: персональные данные (сведения фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, за Исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой ' информации в установленных федеральными законами случаях, сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, - служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна),
сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.),
сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (коммерческая тайна), сведения о сущности изобретения, полезной модели, . промышленного образца до официальной публикации информации о них[8]. Однако данный перечень не охватывает такие виды тайн, как банковская, аудиторская тайна, и другие, которые имеют особые правовые режимы[9]. В науке информационного права предметом дискуссии является обсуждение не столько самого определения конфиденциальной информации, сколько порядка законодательного ограничения права на доступ, к информации“1 - оно должно • рассматриваться как прямое ограничение конституционного права на • информацию, что следует из ст. - ст. 23, 24, 29, 55 Конституции РФ)5; Поэтому перечень сведений, составляющих конфиденциальную информацию, должен устанавливаться на уровне закона. В этом случае определение понятия «конфиденциальная информация», данное в базовом законе, будет наполнено реальным конституционно - правовым смыслом. Это единая позиция, выработанная наукой информационного . права[10]. В правовой литературе можно отметить различные варианты предложений о фиксации перечня сведений конфиденциального характера. Так, например, предлагается принять базовый закон, в котором был бы установлен дискретный перечень видов конфиденциальной информации, например, закон «О праве на доступ к . информации», а также закон «О конфиденциальной информации»[11], который бы определил общие принципы защиты данной информации, порядок ее ограниченного оборота, и т.д. В науке информационного права не оспаривается необходимость развития и профильного законодательства в сфере конфиденциальной информации[12]. В целях определения понятия «конфиденциальная информация» • отметим следующие ее признаки.
обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом; документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти, и органов местного самоуправления; об использовании бюджетных средств и иных государственных и местных ресурсов (кроме сведений, отнесенных к государственной тайне); документы, накапливаемые в открытых фондах архивов, библиотек, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, . общественных объединений, представляющие общественный интерес и необходимые в процессе реализации прав, свобод и обязанностей граждан. 3 Закупень Т. В. Соболь С. Ю. Информация и ее правовое регулирование // Журнал российского права. 2004. № К С. 34. [2] Городов О. А. Основы информационного права России. С. - По., 2003. С. 21. [3] Нисневич Ю. А. Информация как объект публичного права // Сборник НТИ. Серия 1. Организация и методика информационной работы. 2000. № 4. С. 12.
Бачило И. Л. О направлениях развития информационного права. Административное и информационное право (состояние и перспективы развития) // М., 2003. С. 211. См. также:. Просвирнин Ю. Г. Информационная функция государства //Журнал российского права. 2002. № 3. С. 29; Нисневич Ю. А. Государственное управление и информационная политика // Сборник НТИ. Серия 1. Организация и методика информационной работы; 2000. № 4. С. 2; Бачило И. Л. Актуальные проблемы информационного права. К Сборник НТИ. Серия 1. Организация и методика информационной работы. 2002. № 5. С. 13-18; Головин С. Н. Конституционная реальность «электронной демократии» в России // Современное право.
[6] СЗ РФ. 2003. Хо22. Ст.2066 СЗ РФ. 1997. №10. Ст. 1127. '2 В данном Указе в Перечень конфиденциальных сведений включены и информационные режимы «тайн», то есть отождествляются понятия «конфиденциальные сведения» и «тайна». [9] См, например, Коломиец А. Аудиторская тайна. Некоторые. проблемы правового регулирования // Хозяйство и право. 2003, № 11. С. 93. [10] Бачило И.Л. Указ. соч. С. 218. См. также: Закупень Т.В. Соболь С. Ю. Указ. соч. С. 35, Лопатин В. Н. Правовая охрана и защита служебной тайны. //Государство и право. 2000. № 6. С. 85. !7 Лопатии В. Н. Указ. соч. С. 85. См. также Морозов Л. В. Правовые аспекты доступа к информации в Российской Федерации // Вопросы защиты информации. 2003. № 3. С. 3 [12] Сергиеико Л. А. Правовое ре1-улирование учета населения в интересах экономики // Проблемы информатизации. 2001. № 2. С. 91. См. также: Тиновицкая И. Д. Управление имуществом в сфере информатизации // Проблемы информатизации. № 2. С. 43; Миндрова Е. А. Понятие «персональные данные» п российском законодательстве. Административное и информационное право. (Состояние и перспективы развития). М., 2003. С. 287. Городов О. А. Комментарии к Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации». СПб., 2003. С. 26.
Вся работа доступна по ссылке |
|