У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Административно - правовые отношения по поводу конфиденциальной информации

Исследование отношений по поводу конфиденциальной информации, функционирующей в сфере деятельности исполнительной власти, начнем с выделения следующих категорий субъектов.

Первая - субъекты, являющиеся источниками конфиденциальной информации, поступающей в федеральные органы исполнительной власти. К ним относятся физические и юридические лица, иные субъекты права, предоставляющие конфиденциальную информацию в в соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 29 декабря 1994 г. № 77 - ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» в обязательном порядке или на добровольной основе.

Вторая - субъекты, наделенные властными полномочиями в

административной сфере. Это государственные служащие и иные лица, правомочные формировать и использовать информационные ресурсы , содержащие конфиденциальную информацию. Среди данной категории, по мнению автора, можно выделить следующие группы:

субъекты, наделенные правомочиями по использованию конфиденциальной информации в процессе деятельности органа исполнительной власти для принятия и реализации управленческих решений, а также правомочиями по осуществлению внутриведомственного и межведомственного информационного обмена данными сведениями;                               •       ,

субъекты, обеспечивающие режим конфиденциальности в процессе использования полученной информации. К данной группе относятся должностные лица, наделенные полномочиями по обеспечению информационной безопасности/ в том числе сотрудники служб информационной безопасности органов исполнительной власти; сотрудники Федерального агентства по информационным технологиям[1], подведомственного Министерству информационных технологий и связи РФ, осуществляющие ведение реестра сертификатов ключей электронной цифровой подписи;

- субъекты, обеспечивающие контроль и надзор за соблюдением законности .в процессе создания и использования информационных ресурсов, содержащих конфиденциальную информацию. Помимо должностных лиц, осуществляющих внутриведомственный контроль и надзор за обеспечением информационной безопасности органов исполнительной власти, к • данной группе относятся специально уполномоченные должностные лица: сотрудники Федеральной службы безопасности РФ, осуществляющие контроль за использованием криптографических средств защиты информации[2]; сотрудники

Федеральной службы по техническому и экспортному контролю , подведомственной Министерству обороны РФ, контролирующие использование технических средств защиты информации (ранее эти функции принадлежали Гостехкомиссии при Президенте РФ);

субъекты - операторы автоматизированных информационных систем осуществляют предоставление услуг по формированию и (или) обслуживанию массивов, баз, банков данных , разработке и внедрению средств программного обеспечения в сфере деятельности исполнительной власти, в том числе в процессе реализации соответствующих договорных отношений (если они не являются служащими органов исполнительной власти);

  •  субъекты, наделенные судебными полномочиями по привлечению к административной, уголовной ответственности;
  •  субъекты, наделенные квазисудебными полномочиями (это органы исполнительной власти, должностные лица) по привлеченшо во внесудебном порядке к дисциплинарной, административной ответственности лиц, совершивших противоправные деяния в отношении информационных ресурсов, содержащих конфиденциальную

31

информацию, а также в отношении прав лиц , предоставивших ее в органы исполнительной власти.

Определение объекта информационных правоотношений - один из самых острых предметов дискуссий в науке информационного права. Так, по мнению Копылова В. А., это не только документированная информация, но и информационные услуги, «состояние защищенности

личности», информационные технологии и т.д. Ученый представляет следующую классификацию информации как объекта правоотношений:

- находящаяся в гражданском обороте, по поводу которой возникают имущественные отношения;

находящаяся в административном обороте, посредством которой регулируются общественные отношения (правовая информация, находящаяся в нормах права);

находящаяся в публичном обороте, предназначенная для информирования населения.

Рассоловым М. М. под объектами информационных правоотношений понимаются действия, поступки и поведение их субъектов, или воздержание от отдельных поступков. Данные действия ученый подразделяет на активные и пассивные, посредническую и

О О

вспомогательную информационную работу.

Огородов Д. В. в качестве объекта правоотношений определяет собственно «тайны - объекты», выражающиеся в наличии у их обладателя абсолютного субъективного права в отношении «тайных» сведений.34  '

По мнению Городова О. А., объектами информационных правоотношений следует считать блага, существующие в форме информации, документированной информации, информационных систем, по поводу которых осуществляется деятельность участников информационных правоотношений .

Основываясь на последней точке зрения, объектом исследуемых правоотношений следует считать конфиденциальную информацию, включенную в состав государственных информационных ресурсов: федеральных ииформагионных ресурсов, информационных ресурсов

субъектов Федерации. Информационные ресурсы органов местного самоуправления, используемые в сфере деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, а также в сфере деятельности органов местного самоуправления в части делегирования им государственных административных полномочий, также следует отнести к объектам исследуемых правоотношений.

В том случае, если информационные ресурсы входят в состав автоматизированной информационной системы (систем), то, исходя из положений ст. 2 Закона об информации,, объектом соответствующих правоотношений следует считать также разнообразные информационные технологии, ' обеспечивающие функционирование данных систем (программные, технические, лингвистические, организационные технологии, в том числе технологии защиты).

Содерэ/сание исследуемых правоотношений представляет собой совокупность субъективных прав и юридических обязанностей их субъектов, в которых проявляется связь управомоченных и обязанных сторон.                      .

К субъективным правам лиц, предоставляющих конфиденциальную информацию в органы исполнительной власти, исходя из контекста ст. - ст. 12, 14, 21 Закона об информации, следует отнести:

право на получение конфиденциальной информации о них самих; право на ее верификацию (подтверждение ее объективности) и актуализацию (обновление предоставленных сведений); •

право на снятие режима конфиденциальности, если это не ограничивает права иных лиц;

право на осуществление контроля за обеспечением конфиденциальности предоставленных сведений.

л Городов О. А. Основы информационного права России... С. 51.

Основной юридической обязанностью данных субъектов в соответствии со ст. 8 Закона об информации является обязательное предоставление конфиденциальной информации в органы исполнительной власти в случаях, в порядке и в форме, предусмотренных действующим законодательством.

К субъективным правам лиц, использующих конфиденциальную информацию в сфере деятельности исполнительной власти, исходя из контекста ст. 11, 12, 14, 21 Закона об информации, следует отнести:

право на использование конфиденциальной информации для принятия управленческих решений и на создание производной информации;

- право на получение конфиденциальной информации в процессе внутриведомственного, межведомственного информационного обмена;

право на предоставление и (или) ограничение доступа к информационным ресурсам, ' содержащим конфиденциальную информацию;

право на реализацию правомочий собственника информационных ресурсов, содержащих конфиденциальную информацию;

право на защиту данных ресурсов организационными, техническими, криптографическими средствами и юридическими способами.

К числу наиболее значимых юридических обязанностей данных субъектов согласно ст. - ст. 6, 7, 13, 15, 19, 21 Закона об информации- относятся:

обязанности по установлению состава защищаемой конфиденциальной информации;

обязанности по учету и регистрации информационных ресурсов, содержащих конфиденциальную информацию;

обязанности по актуализации и верификации данных ресурсов;

  •  обязанности по разработке и реализации комплекса организационных, технических, криптографических средств защиты информации;

обязанности, по сертификации средств защиты информации и лицензированию соответствующей деятельности;

обязанности по обеспечению информационного обмена между органами исполнительной власти различного уровня и предоставлению конфиденциальной информации уполномоченным лицам;

обязанности по осуществлению внутриведомственного и надведомсгвенного контроля (надзора) за защитой информации;

  •  обязанности по возмещению ущерба, причиненного неправомерными действиями с информационными ресурсами, содержащими конфиденциальную информацию.

К основаниям возникновения исследуемых правоотношений следует отнести такие юридические факты, как

предоставление         конфиденциальной     информации       в органы

исполнительной власти на добровольной основе и в обязательном порядке;

формирование            информационных                . ресурсов,                             .содержащих

конфиденциальные сведения;

учет и регистрация данных ресурсов, включение их в состав государственного имущества;

предоставление конфиденциальной информации лицам, имеющим право на ее получение;

деидентификация и уничтожение данной информации; включение конфиденциальной информации в состав открытых информационных ресурсов в случае снятия режима конфиденциальности;

  •  иные юридические факты.

Нарушения установленного порядка формирования, использования, защиты информационных ресурсов, содержащих конфиденциальную информацию, являются юридическими • фактами, порождающими

деликтные правоотношения - отношения по поводу привлечения к юридической ответственности субъектов данных противоправных деяний.

Классификация исследуемых правоотношений на виды позволяет выделить процессуальные (применение санкций, разрешение административных споров, и т.д.) и процедурные правоотношения/ возникающие в связи с регистрацией информационных ресурсов, содержащих конфиденциальную информацию, лицензированием деятельности по ее защите, сертификацией средств защиты информации, предоставлением информации управомоченным субъектам, и т.д. Материальные правоотношения реализуются при документировании конфиденциальной информации, актуализации и верификации информационных ресурсов, ее содержащих, создании производной информации, реализации договорных отношений по обслуживанию автоматизированных информационных систем, и т.д.

В рамках регулятивных правоотношений реализуются правомерные действия субъектов по поводу конфиденциальной информации. Охранительные                                              правоотношения возникают как следствие

неправомерных деяний (действий или бездействий) в отношении информационных ресурсов, содержащих конфиденциальные сведения. В рамках данных правоотношений применяется государственное принуждение в виде юридических санкций.

Для абсолютных правоотношений свойственно наличие абсолютного права одного из субъектов требовать от неопределенного круга лиц исполнения соответствующей обязанности: например, лицо, предоставляющее конфиденциальную информацию в органы исполнительной власти, обладает правом требовать обеспечения ее конфиденциальности от всех лиц, управомоченных на доступ к данной

В настоящем исследовании автор из множества концепций административного процесса придерживается теории, исключающей процедурные управленческие отношения из административно - процессуальных. См. Старилов Ю. Н. Административный процесс в системе современных научных представлений об административной юстиции // Государство и право. 2004. № 6. С. 5.

Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. В 3 Т. Т. 2. М.: 2002. С. 544.

информации. В относительных правоотношениях управомоченный субъект вправе требовать реализации данных прав от конкретного обязанного субъекта. Так, должностное лицо органа исполнительной власти в соответствии со ст. 8 Закона об информации вправе требовать предоставления конфиденциальной информации от ее обладателя, поскольку это обязанность последнего.

Таким образом, исследование субъектного состава правоотношений по поводу конфиденциальной информации, функционирующей в сфере деятельности исполнительной власти, их объектов и содержания позволяют сделать вывод о том, что это административно - правовые отношения, регламентируемые нормами административного и информационного права, возникающие в связи с формированием, использованием, защитой информационных ресурсов, содержащих конфиденциальную информацию.-

Представленные автором классификации субъектов исследуемых правоотношений, их прав и обязанностей могут являться теоретической основой для определения порядка доступа к конфиденциальной информации, ее правовой защиты.

§ 3. Понятие и особенности административно - правовых режимов конфиденциальной информации

Исключительно частое и довольно свободное оперирование термином «правовой режим» в нормативно - правовых актах, юридической литературе и научных исследованиях говорит о чрезвычайной распространенности этого явления. И в политологическом, и в правовом значении у данного термина есть общее. Это цель - достижение и обеспечение посредством режима социально значимого результата. А. В. Малько, О С. Родионов дают

следующее определение понятия «правовой режим» - это особый порядок правового регулирования, который выражается в определенном сочетании юридических средств и создает желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятное™ для удовлетворения интересов субъектов права

Для ряда отраслей права характерно регулярное использование правовых режимов, и чаще всего это имеет место в публичных отраслях, которым свойственен высокий уровень регламентации общественных отношений, и в первую очередь в административном праве. Для административно - правовых режимов свойственно преобладание запретов и позитивных обязываний. В науке административного права существуют различные концепции административно - правового режима. Режимы рассматриваются и как исключительное, особое правовое регулирование, к которому исполнительная власть прибегает при регламентации особых групп правоотношений (это позиция большинства ученых), и как основа административно - правового

38

регулирования.

Ряд ученых отождествляет данное понятие с институтами административного права, полагая, что это система норм,

39

регулирующих различные группы отношений. Распространенной является концепция правового режима как комплекса правил, действий, поведения субъектов режима4 либо комплекса оперативных государственных управленческих решений, административных мер убеждения и принуждения.41 Автор поддерживает концепцию, согласно которой административно — правовой режим определяется как особый

^ Малько А. В. Родионов О. С. Правовые режимы в российском законодательстве // Журнал российского права. 2000. №9. С. 19.

^ Например, в некоторых учебниках (Дмитриев Ю. А, Евтеева А. А., Петров С. М. Административное право. М.: 2005. С. 44 - 46 ) институционально - отраслевой подход в изложении материала полностьго заменен режимным.

Там же. С. 44.

'10 Розанов И. С. Административно - правовые режимы по законодательству Российской Федерации, их назначение и структура //Государство и право. 1996. № 9. С. 86.

,1! См., например, Четвериков В. С. Административное право. Р. - на - Дону. 2004. С. 201.

порядок деятельности субъектов права в различных сферах государственного управления?2

Классификация административно - правовых режимов демонстрирует их многообразие: постоянные и временные, локальные и распространяющиеся • на всю территорию государства, ограничительные

и.  стимулирующие, установленные на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, и т.д.

Тихомировым Ю. А. предлагается                        выделение                                                                                                 режимов,

регулирующих определенные государственные состояния, обеспечивающих функции управления и деятельности, легализующих деятельность хозяйствующих • субъектов (регистрационные и лицензионные).

По мнению Розанова И. С.,[3] дифференцировать административно - правовые режимы возможно по степени обеспечения ими безопасности - государственной, общественной, личной. Ученый рассматривает национальную безопасность как                                                              основание                                                                                            выделения

особой группы режимов. Поддерживая                                                                          данный критерий

классификации, Попова Н. Н. предлагает соотнести его с критерием сфер государственного управления и '      выделить                                                                                                режимы,

обеспечивающие государственную, экономическую, экологическую, информационную безопасность. Несмотря на многообразие административно - правовых режимов, им свойственны общие признаки.

  1. Конституционной основой исследуемых режимов являются нормы, устанавливающие неприкосновенность основных прав и свобод личности (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ), ограничение прав и свобод только на основании закона (ч. 1 ст. 55 Конституции РФ).
  2.  Данные режимы обладают определенным набором средств правового регулирования, свойственных отношениям в сфере государственного управления - регистрация, лицензирование, комплекс мер технического регулирования, квотирование, государственная экспертиза, государственный мониторинг, система контроля и надзора за выполнением режимных требований; а также ресурсами - материальными, кадровыми, финансовыми.
  3.  Для обеспечения функционирования административно - правовых режимов субъекты исполнительной власти наделяются специальными полномочиями либо создаются органы исполнительной власти специальной компетенции.
  4.  Административно - правовые режимы обеспечиваются системой мер административного принуждения, что не исключает и наличия системы поощрений, льгот, иных способов стимулирования правомерного поведения управляемых субъектов.

Нельзя не согласиться с мнением Хазанова С. Д., считающего, что административно - правовые режимы - это не только целесообразное, но и необходимое комплексное средство правового регулирования, поскольку определенные отношения в административной сфере испытывают необходимость в особом целевом предназначении, особой процессуальной регламентации, особом правовом статусе субъектов правоотношений, особом механизме реализации их правосубъектности и комплексе мер защиты их прав, особых ресурсах.

В процессе использования информации в сфере деятельности исполнительной власти соответствующие правоотношения нуждаются в особой направленности правового регулирования, что достигается за счет существования правовых режимов информационных ресурсов43. Информация в сфере принятия; управленческих решений как ресурс используется только в документированной форме, что закреплено в

 

дефинитивной части Закона об информации. Данный закон в ст.4 основу правового режима информационных ресурсов определяет как нормы, устанавливающие порядок документирования информации, право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах, категорию информации по уровню доступа к ней, порядок правовой защиты информации.

При использовании информационных ресурсов поведение субъектов административных ' отношений регулируется посредством административно - правовых режимов информационных ресурсов. Принимая за основу концепцию направленности регулирования в. рамках правовых режимов С. С.Алексеева, Городов О. А. выделяет льготный (где имеет место возрастание дозволений, убывание запретов и обязываний) и ограничительный (имеет место возрастание запретов и обязываиий, убывание дозволений) режимы в качестве генеральных юридических режимов, выступающих в качестве заглавных, в том числе и в административном праве.

К льготным правовым режимам информационных ресурсов автор данной классификации относит режим информационных ресурсов свободного доступа - это режим исключительных прав, режим информации, отнесенной к общественному достоянию и режим массовой информации. К ограничительным режимам согласно классификации Городова О. А. относятся ‘ правовые режимы государственной тайны и конфиденциальной информации. Последние два режима легально закреплены в ч.2 ст. 10 Закона об информации в отношении государственных информационных ресурсов.

Несмотря на активность исследований административно - правовых режимов и правовых режимов конфиденциальной информации, наукой не выработано определения понятия «административно - правовые режимы конфиденциальной информации». В интересах настоящего исследования, с учетом изложенных выше научных позиций под административно — правовыми режимами конфиденциальной информации предлагается понимать особый порядок деятельности субъектов административных отношений, складывающихся по поводу коифиденциалъной информации в процессе ее документирования, регистрации информационных ресурсов, ее содержащих, ограничения доступа к ним и их правовой защиты.

Административно - правовые режимы конфиденциальной информации следует отличать от иных правовых режимов информации ограниченного доступа.

 

[1] Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 319 «Положение о Федеральном агентстве по информационным технологиям» // СЗ РФ. 2004. К? 27. Ст. 2782.

8 Указ Президента РФ от 1 июля 2004 г, № 870 «Вопросы Федеральной службы безопасности» // СЗ РФ.

[3] Розанов И. С. Указ. соч. С. 86. См. также Рушайло В. Б. К вопросу о теории административно - правового режима Я Современное право. 2003. № 8. С. 24.

 

Вся работа доступна по ссылке

http://mydisser.com/ru/catalog/view/15953.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.