У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Понятие и особенности административно - правовых режимов конфиденциальной информации

Исключительно частое и довольно свободное оперирование термином «правовой режим» в нормативно - правовых актах, юридической литературе и научных исследованиях говорит о чрезвычайной распространенности этого явления. И в политологическом, и в правовом значении у данного термина есть общее. Это цель - достижение и обеспечение посредством режима социально значимого результата. А. В. Малько, О С. Родионов дают

следующее определение понятия «правовой режим» - это особый порядок правового регулирования, который выражается в определенном сочетании юридических средств и создает желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятное™ для удовлетворения интересов субъектов права

Для ряда отраслей права характерно регулярное использование правовых режимов, и чаще всего это имеет место в публичных отраслях, которым свойственен высокий уровень регламентации общественных отношений, и в первую очередь в административном праве. Для административно - правовых режимов свойственно преобладание запретов и позитивных обязываний. В науке административного права существуют различные концепции административно - правового режима. Режимы рассматриваются и как исключительное, особое правовое регулирование, к которому исполнительная власть прибегает при регламентации особых групп правоотношений (это позиция большинства ученых), и как основа административно - правового

38

регулирования.

Ряд ученых отождествляет данное понятие с институтами административного права, полагая, что это система норм,

39

регулирующих различные группы отношений. Распространенной является концепция правового режима как комплекса правил, действий, поведения субъектов режима4 либо комплекса оперативных государственных управленческих решений, административных мер убеждения и принуждения.41 Автор поддерживает концепцию, согласно которой административно — правовой режим определяется как особый

^ Малько А. В. Родионов О. С. Правовые режимы в российском законодательстве // Журнал российского права. 2000. №9. С. 19.

^ Например, в некоторых учебниках (Дмитриев Ю. А, Евтеева А. А., Петров С. М. Административное право. М.: 2005. С. 44 - 46 ) институционально - отраслевой подход в изложении материала полностьго заменен режимным.

Там же. С. 44.

'10 Розанов И. С. Административно - правовые режимы по законодательству Российской Федерации, их назначение и структура //Государство и право. 1996. № 9. С. 86.

,1! См., например, Четвериков В. С. Административное право. Р. - на - Дону. 2004. С. 201.

порядок деятельности субъектов права в различных сферах государственного управления?2

Классификация административно - правовых режимов демонстрирует их многообразие: постоянные и временные, локальные и распространяющиеся • на всю территорию государства, ограничительные

и.  стимулирующие, установленные на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, и т.д.

Тихомировым Ю. А. предлагается                        выделение                                                                                                 режимов,

регулирующих определенные государственные состояния, обеспечивающих функции управления и деятельности, легализующих деятельность хозяйствующих • субъектов (регистрационные и лицензионные).

По мнению Розанова И. С.,[1] дифференцировать административно - правовые режимы возможно по степени обеспечения ими безопасности - государственной, общественной, личной. Ученый рассматривает национальную безопасность как                                                              основание                                                                                            выделения

особой группы режимов. Поддерживая                                                                          данный критерий

классификации, Попова Н. Н. предлагает соотнести его с критерием сфер государственного управления и '      выделить                                                                                                режимы,

обеспечивающие государственную, экономическую, экологическую, информационную безопасность. Несмотря на многообразие административно - правовых режимов, им свойственны общие признаки.

  1. Конституционной основой исследуемых режимов являются нормы, устанавливающие неприкосновенность основных прав и свобод личности (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ), ограничение прав и свобод только на основании закона (ч. 1 ст. 55 Конституции РФ).
  2.  Данные режимы обладают определенным набором средств правового регулирования, свойственных отношениям в сфере государственного управления - регистрация, лицензирование, комплекс мер технического регулирования, квотирование, государственная экспертиза, государственный мониторинг, система контроля и надзора за выполнением режимных требований; а также ресурсами - материальными, кадровыми, финансовыми.
  3.  Для обеспечения функционирования административно - правовых режимов субъекты исполнительной власти наделяются специальными полномочиями либо создаются органы исполнительной власти специальной компетенции.
  4.  Административно - правовые режимы обеспечиваются системой мер административного принуждения, что не исключает и наличия системы поощрений, льгот, иных способов стимулирования правомерного поведения управляемых субъектов.

Нельзя не согласиться с мнением Хазанова С. Д., считающего, что административно - правовые режимы - это не только целесообразное, но и необходимое комплексное средство правового регулирования, поскольку определенные отношения в административной сфере испытывают необходимость в особом целевом предназначении, особой процессуальной регламентации, особом правовом статусе субъектов правоотношений, особом механизме реализации их правосубъектности и комплексе мер защиты их прав, особых ресурсах.

В процессе использования информации в сфере деятельности исполнительной власти соответствующие правоотношения нуждаются в особой направленности правового регулирования, что достигается за счет существования правовых режимов информационных ресурсов43. Информация в сфере принятия; управленческих решений как ресурс используется только в документированной форме, что закреплено в

 

дефинитивной части Закона об информации. Данный закон в ст.4 основу правового режима информационных ресурсов определяет как нормы, устанавливающие порядок документирования информации, право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах, категорию информации по уровню доступа к ней, порядок правовой защиты информации.

При использовании информационных ресурсов поведение субъектов административных ' отношений регулируется посредством административно - правовых режимов информационных ресурсов. Принимая за основу концепцию направленности регулирования в. рамках правовых режимов С. С.Алексеева, Городов О. А. выделяет льготный (где имеет место возрастание дозволений, убывание запретов и обязываний) и ограничительный (имеет место возрастание запретов и обязываиий, убывание дозволений) режимы в качестве генеральных юридических режимов, выступающих в качестве заглавных, в том числе и в административном праве.

К льготным правовым режимам информационных ресурсов автор данной классификации относит режим информационных ресурсов свободного доступа - это режим исключительных прав, режим информации, отнесенной к общественному достоянию и режим массовой информации. К ограничительным режимам согласно классификации Городова О. А. относятся ‘ правовые режимы государственной тайны и конфиденциальной информации. Последние два режима легально закреплены в ч.2 ст. 10 Закона об информации в отношении государственных информационных ресурсов.

Несмотря на активность исследований административно - правовых режимов и правовых режимов конфиденциальной информации, наукой не выработано определения понятия «административно - правовые режимы конфиденциальной информации». В интересах настоящего исследования, с учетом изложенных выше научных позиций под административно — правовыми режимами конфиденциальной информации предлагается понимать особый порядок деятельности субъектов административных отношений, складывающихся по поводу коифиденциалъной информации в процессе ее документирования, регистрации информационных ресурсов, ее содержащих, ограничения доступа к ним и их правовой защиты.

Административно - правовые режимы конфиденциальной информации следует отличать от иных правовых режимов информации ограниченного доступа.

Правовой режим государственной тайны также является административно - правовым режимом, однако соответствующая информация согласно ст. 10 Закона об информации конфиденциальной не является - у нее иной правовой режим. Он существенно отличается от исследуемых режимов: правовое регулирование отношений в сфере государственной тайны осуществляется наряду с нормами Закона об информации нормами профильного Закона Российской Федеращш от 21 июля 1993 г. № 5485 - 1 «О государственной тайне»4' (далее - Закон о государственной тайне) и нормативно - правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Допуск к- соответствующей информации является многоуровневым,4 право собственности граждан и юридических лиц на материальный носитель, содержащий соответствующие сведения, согласно ст. 10 данного Закона, ограничивается или передается государству, правовая защита информационных ресурсов, содержащих государственную тайну,

обеспечивается возможностью применения уголовных санкций (ст. — ст. 275, 276, 283, 284 УК РФ)[2]

Правовой режим коммерческой тайны определяется положениями Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98 - ФЗ «О коммерческой тайне»'10 (далее - Закон о коммерческой тайне) и основан на гражданско - правовых отношениях[3]. Но административно - правовые отношения по поводу информации, функционирующей в режиме коммерческой тайны, могут иметь место в процессе ее предоставления органам государственного управления Согласно ч.З ст.6, ст. 14 Закона о коммерческой тайне. Следовательно, их субъектный состав, в отличие от исследуемых режимов, не предполагает обязательного наличия субъектов исполнительной власти. Цель данного правового режима (чЛ ст.З Закона о коммерческой тайне) - обеспечение коммерческой выгоды ее обладателю. Составляющие правового режима коммерческой тайны включают на основании ст. 10 данного Закона определение перечня соответствующей информации, ограничение доступа к ней, учет лиц, имеющих соответствующий доступ, регулирование гражданско - правовых и трудовых отношений по поводу использования ■ данной информации, нанесение на материальные носители ограничительного грифа.

Отличия исследуемых режимов от правового режима банковской ■ тайны следует определять исходя из того, что последний представляет собой комплексный правовой режим конфиденциальной информации — в регулировании соответствующих правоотношений значительно • административно - правовое начало, несмотря, на доминирование гражданско - правового регулирования . Государство регламентирует

 

порядок доступа к соответствующей информации путем установления в ст.26 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. № 395 - 1 «О банках и банковской деятельности»33 дискретного перечня управомоченных субъектов, среди которых есть и субъекты исполнительной власти - таможенные органы, налоговые органы, органы внутренних дел, органы Федеральной службы по финансовому мониторингу. Перечень сведений, функционирующих в режиме банковской тайны, в отличие от исследуемых режимов, достаточно конкретно определен законодателем. Собственником информационных ресурсов, содержащих соответствующие сведения, являются кредитные организации, которые самостоятельно определяют порядок их защиты. Целью данного режима является защита сведений

«г

 
  1.  операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов.

Правовой режим профессиональных тайн определяется их частноправовой природой и составляет обязанность не разглашать сведения, ставшие известными адвокатам, нотариусам, врачам, и т.д в процессе их профессиональной деятельности. Специфика адвокатской, нотариальной, врачебной тайны, помимо содержания соответствующих сведений, их документирования и защиты заключается в- том, что субъекты данных режимов не являются государственными или муниципальными служащими.34

Аудиторская тайна исходя из положений Федерального закона от

  1.  августа 2001 г. № 119 - ФЗ «Об аудиторской деятельности»33 специфичный правовой режим в силу особых полномочий аудиторов как на непосредственное осуществление аудита, так и на оказание сопутствующих аудиту услуг - управленческое, налоговое, правовое, консультирование, и т.д. Поэтому в процессе такой деятельности

аудиторам могут стать известными сведения, функционирующие в режимах служебной, профессиональной, коммерческой и иных тайн (за исключением государственной тайны). Специфичность данного режима проявляется также в том, что согласно ст. 8 данного Закона сведения, ставшие известными аудитору, могут передаваться иным лицам только на основании решения суда. Такой правовой режим не имеет аналогов в российском праве[4].

ф

 

Таким образом, даже фрагментарное сравнение исследуемых, режимов с иными правовыми режимами конфиденциальной информации и правовым режимом государственной тайны позволяет отметить их специфику в структуре режимов, их целях, субъектном составе участников соответствующих правоотношений, общей направленности, уровне правового регулирования. Это подтверждает целесообразность выделения режима персональных данных и служебной тайны в группу административно - правовых режимов конфиденциальной информации. Однако данные режимы в сфере деятельности исполнительной власти не являются абсолютно автономными — они взаимодействуют с иными правовыми режимами и, как было отмечено ранее, порождают множественность правоотношений по поводу одного и того же вида информации.

 

[1] Розанов И. С. Указ. соч. С. 86. См. также Рушайло В. Б. К вопросу о теории административно - правового режима Я Современное право. 2003. № 8. С. 24.

[2] Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63 - ФЗ ( ред. 28 декабря 2004 ) // С3 РФ 1996: № 5. Ст. 410.

  1. № 13. Ст. 1080.

99

[4]

См, Коломиец А. Аудиторская тайна. Некоторые проблемы правового регулирования //Хозяйство и право. 2003. №11. С. 89.

 

Вся работа доступна по ссылке

http://mydisser.com/ru/catalog/view/15953.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.