У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Звуковая культура речи и характеристика ее содержательно-структурных компонентов в профессиональном языковом образовании культурологического типа

В последние годы на фоне значительных социально-экономических, политических, исторических событий в России и за рубежом роль образования существенно изменилась. Идеи гуманизации образования находят свое дальнейшее развитие в современной культурной ситуации. В настоящее время создание новой культурной ситуации требует выбор новой модели образования, которая объединяет общие принципы, механизмы и законы историко- культурного самодвижения. Сегодня в центре внимания ученых - мысль о необходимости формирования целостного представления о мире, окружающей действительности и о месте в нем человека. В основе построения новой модели образования - идея создания «образа мира», предложенная A.A. Леонтьевым. Ученый отмечает, что создание «образа мира» через призму языков строится из личностных смыслов, которые представляют собой образ отношения индивида к миру, его переживание мира (Леонтьев, 1997). Продолжая развивать мысль

A.         A. Леонтьева, исследователи (Гершунский, 1996) выдвигают идею о создании единого культурно-образовательного пространства, в котором индивид способен ориентироваться и при необходимости адаптироваться к незнакомой культурной ситуации. В связи с этим ученыеуказывают на необходимость пересмотра баланса «культура-индивид-образование-общество» (Бондаревская, 1999; Гершунский, 1996;Тхагапсоев, 1998). Так, например, в некоторых исследованиях намечается тенденция сближения понятий «образование» и «культура», рассматривают образование как часть социально­культурного опыта, отобранную в соответствии с целями и процессуальными аспектами образования, согласно их точке зрения культура - это опыт тысячелетий, который передается и осваивается в процессе обучения, и частью которой является культура поведения, общения, чувств, мышления и практической конструктивной деятельности (Бим-Бад, Петровский, 1996; Леднев, 1989). При этом культуре придается основополагающее значение в построении новой модели образования. Известно, что понятие «культура» имеет большое количество определений. Для современной модели образования особый интерес представляет определение культуры, данное Ю.М. Лотманом, который рассматривает культуру как единый семиотический механизм, коллективный интеллект, способный хранить и вырабатывать принципиально новые идеи (Лотман, 2001).

При культурологическом подходе человек является главным действующим лицом культуры, а сфера его деятельности и бытия рассматриваются как культура. Методологической основой культурологического подхода является концепция культуры, предложенная М.М. Бахтиным и B.C. Библером, суть которой состоит в рассмотрении понятия культуры в трех аспектах:

-         как формы одновременного бытия и общения людей различных прошлых, настоящих и будущих культур;

-         как формы самодетерминации индивида в горизонте личности;

-         как открытие « мира впервые» (Бахтин, 1986; Библер, 1993).

В рамках культурологического подхода образование есть культурный процесс, осуществляемый в культуросообразной образовательной среде, все ее компоненты наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей ( Бондаревская, 1999; Исаев, 1993; Сластенин, 1993). Н.Б. Крылова определяет образование как сложный культурный процесс развития самого образования, как культурная деятельность субъектов образования, как неоднородное культурное пространство взаимодействия сферы образования и других социальных сфер, прежде всего культуры, и как социокультурная система, выполняющая определенные функции ( Крылова, 1990).

Главная задача гуманистического образования культурологического типа заключается в развитии способности личности во всех сферах ее деятельности через приближение к достижениям мировой и отечественной культуры и через овладение системой знаний о природе, обществе, человеке (Ростовцев, 1995). Согласно основной задаче новой модели образования, в содержании гуманистического образования культурологического типа можно выделить следующие компоненты: методологический компонент, предполагающий владение преподавателем аксиологическим, антропологическим, личностно­ориентированным, культурно-ориентированным стратегическими принципами; дидактический компонент, предполагающий владение дидактическими технологиями организации процесса обучения (цели, содержание, методы и средства); методический компонент, предполагающий владение современными технологиями и приемами обучения; автодидактический компонент, предполагающий творческое саморазвитие; культурогенный компонент (Нечаев, 1992), предполагающий владение основными духовными ценностями человеческой культуры.

Содержание гуманистического образования культурологического типа предполагает изменение требований к личности будущего преподавателя. Педагогу в системе гуманистического образования культурологического типа отводится роль духовного субъекта культуры, которому присущи такие свойства, как понимание смысла жизни, ответственность и способность к самореализации (Бондаревская, 1999; Тхагапсоев, 1998). Задача образования состоит в том, чтобы обогатить будущего учителя сведениями о культуре и помочь обрести себя в ней, сформировать собственное культурное самосознание.

В связи с переходом образования на гуманистическую парадигму

 

культурологического типа ключевым вопросом образования новой модели становится вопрос подготовки квалифицированных педагогов, а именно формирование у будущих преподавателей профессионально-педагогической культуры.

Понятие «профессионально-педагогическая культура» трактуется по- разному в современной теории педагогического образования. Так И.Ф. Исаев определяет профессионально-педагогическую культуру как меру и способ творческой самореализации личности преподавателя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий. Ученый И.Ф. Исаев полагает, что профессионально-педагогическая культура проявляется «как интегральное свойство личности педагога - профессионала, как условие и предпосылка эффективной педагогической деятельности, как обобщенный показатель профессиональной компетентности преподавателя и как цель профессионального совершенствования» (Исаев, 1993). Е.В. Бондаревская считает, что профессионально-педагогическая культура представляет собой динамическую систему педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения учителя.

Таким образом, профессионально-педагогическая культура в гуманистическом образовании культурологического типа является способом творческой самореализации личности преподавателя, направленным на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий. Важно помнить, что преподаватель должен обладать не только системой знаний и умений, но и культурно-ценностными ориентациями, помогающими ему в осуществлении эффективной педагогической деятельности. Формирование профессионально-педагогической культуры преподавателя является важной задачей в гуманистическом образовании культурологического типа.

*                              При      этом является существенным учет сложной структуры

профессионально-педагогической культуры, состоящей из ряда

взаимосвязанных компонентов. В настоящий момент у ученых нет единой точки зрения на компоненты, которые следует учитывать при формировании культуры профессионально-педагогической деятельности (см. приложение, табл. 1).

Рассмотрение педагогических исследований по проблеме формирования профессионально-педагогической культуры позволяет выделить ключевые компоненты, отвечающие требованиям гуманистической модели образования культурологического типа.

Профессионально-педагогическая культура преподавателя на наш взгляд складывается из следующих характеристик, необходимых учителю не только для организации учебного процесса, но и для самосозидания в социокультурном плане:

-         методологической культуры, включающей умения будущего педагога при осуществлении своей деятельности руководствоваться ценностными ориентирами педагогики; обеспечивать взаимосвязь и единство социогуманитарной, культурологической, психологопедагогической, предметно-специальной подготовки; ориентироваться на личность ученика как цель, субъект, результат и главный критерий ее эффективности; опираться в образовании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создавать для этого соответствующие педагогические условия; осуществлять культурно-ориентированный подход;

-         дидактической культуры, предполагающей знание будущим учителем дидактических основ процесса обучения (цели, содержание, методы и средства, оценивание), теории воспитания (педагогика, интеркультурное воспитание), предмета обучения, психологии (психологии развитияобучения, социальной психологии, психолингвистики);

-         методической культуры, предполагающей владение будущим учителем методикой анализа языковогоречевого материала с точки зрения

 

трудностей для обучаемых, нахождение способов преодоления выявленных трудностей с привлечением жизненного опыта обучаемых; коммуникативными приемами предъявления материала в виде коммуникативного фрагмента, приемами активизации и тренировки изучаемого материала в общении; умениями разрабатывать и проводить речевые и другие виды игр; приемами приобщения обучаемых к культуре (владение методикой анализа «родной» и «чужой» культуры, анализа интеркультурных процессов коммуникации); произносительно­артикуляционными, артистическими и вокальными навыками; современными активными технологиями обучения;

- автодидактической культуры, предполагающей развитие у будущего учителя творческой рефлексии; развитие способности к самооценкесамоконтролюсамоэффективности и самоуправлению в профессиональной деятельности; развитие способности к самопрогнозированию собственной стратегии развития.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

http://mydisser.com/ru/catalog/view/30388.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.