У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Содержание понятия ритмико-интонационной выразительности речи в родном и иностранном языках

На основании анализа психофизиологических и психолингвистических особенностей звучащая речь представляет собой поток звуков, которые объединяются в слова, фразы, предложения, целостные коммуникативные фрагменты. Для объединения звуков в такие единицы членения речевого потока существуют специальные фонетические средства, называемые ритмико-

интонационными. Ритмико-интонационные средства по-разному оформляют каждую единицу речевого потока. Так, например, целостное интонационное образование коммуникативного      фрагмента             характеризуется

взаимозависимостью суперсегментных средств, а также интонационной и ритмической завершенностью (Иванова-Лукьянова, 1998: 4-6). В оформлении сложного целого принимают участие все ритмико-интонационные средства: ударение, ритм, интонация, паузы.

Однако единого мнения ученых-лингвистов в вопросе о трактовании понятий ритма и интонации, и об их взаимодействии в звучащей речи не существует. Так Н.В. Черемисина-Ениколопова отмечает, что для понимания смысла звучащей речи важны звуковые средства двух типов — отдельные звуки и звуковые комплексы, образующие слова, и интонация. Звуковые «оболочки» слов, которым соответствует определенное внутреннее содержание, смысл речи, используются для выражения языковых и речевых лексических значений, а интонация служит своеобразным звуковым «дополнением» к основному фонемному составу слов, и это «дополнение» тоже является средством выражения определенного содержания на уровне предложения и текста, а потому чаще всего значения синтаксического. Если звуковые «оболочки» слов составляют сегментный уровень речевого звучания и определяют линейность речи, то интонационные звуковые средства как бы наслаиваются на звуковые оболочки слов. Интонация составляет супрасегментный уровень, вторую линию звучания. Этот второй уровень речевого звучания, который образуется, с одной стороны, системой ударений, а с другой стороны — ритмомелодикой, темпом, паузацией и тембром, имеет сложное строение и выполняет многообразные функции (Черемисина- Ениколопова, 1999). Г.Н. Иванова-Лукьянова к супрасегментным средствам относит ритмико-интонационные средства такие как ударение, пограничные сигналы и интонацию (движение тона) (1998: 4). А.М. Антиповой ритмическая система рассматривается через функционирование просодических средств (термин просодия дает возможность более широкого охвата надсегментных единиц, начиная от слога и кончая сверхфразовым единством), которые наиболее устойчивы в формировании ритма, несмотря на их вариативность. Просодический аспект ритма является частью просодии и вбирает в себя из каждого компонента просодии те средства, которые необходимы для выполнения ритмообразующей функции (Антипова, 1985: 20). Зарубежные лингвисты при исследовании интонации уделяют внимание особенностям паузы, ритма, качества голоса, громкости (Pike, 1947) и принимают во внимание не только мелодику речи, но и ударение, и тональные характеристики (Jones, 1950).

Учитывая неоднозначность мнений ученых в формулировании понятий ритма и интонации, а также сложный характер взаимодействия ритмико­интонационных средств при оформлении высказывания, нам представляется необходимым рассматривать ритмико-интонационные средства звучащей речи с точки зрения системного подхода. Вслед за А.М. Антиповой мы подразумеваем под системой целое множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивую целостность. Элементы системы могут изучаться как самостоятельные системы, и каждая система является частью другой более широкой системы. Системный подход означает трехмерный уровень изучения предмета, который рассматривается: 1) изолированно, 2) как элемент системы,

3)     в отношении к другой системе. Чем крупнее элемент, тем больше выявляется в нем наличие двух качеств: части (элемента) и целого (системы). Это удвоение качества обнаруживает себя как всеобщий закон интеграции.

Таким образом, системный подход позволяет нам использовать трехмерный уровень при изучении ритмико-интонационной системы:

-         рассмотрение интонации и ритма как специфических феноменов звучащей речи;

-         рассмотрение супрасегментных средств как элементов ритмико­интонационной системы выразительности;

- рассмотрение интонации и ритма русского языка в сопоставлении с ритмико-интонационной системой английского языка.

Интонация звучащей речи представляет собой сложное явление. Проблеме исследования интонации посвящены многие научные труды как отечественных (Богородицкий, 1930; Пешковский, 1930; Всеволодский- Гернгросс, 1922; Щерба, 1974; Черемисина-Ениколопова, 1999; Антипова, 1985), так и зарубежных (Pike, 1947; Jones, 1950; Armstrong, Ward, 1926; O’Connor, 1993) лингвистов и филологов. Следует отметить, что особенности интонации явились не только областью лингвистики, но также филологии, актерского мастерства, музыки. Так, например, теория интонации К.С.Станиславского, исследования в области поэтического текста В.М. Жирмунского и Э. Сиверса, музыкальные типы интонации Б.В. Асафьева несомненно способствовали дальнейшему развитию теории интонации в целом (цит. по Жирмунскому, 1977).

 

Вся работа доступна по ссылке

http://mydisser.com/ru/catalog/view/30388.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.