У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Групповые и коллективные формы организации обучения в современ¬ных условиях изучения иностранного языка

Опираясь на рассмотренные выше групповые формы организации обуче­ния, проанализируем возможности применения, сочетания и оптимального ис­пользования их элементов в современных условиях для изучения иностранного языка, а также представим результаты в виде таблицы (Таблица №1, стр.47).

Белл-ланкастеровская система представляет собой групповую форму обу­чения с использованием элементов коллективной формы (взаимное обучение), при которой преподаватель одновременно обучает большое количество уча­щихся, но при этом качество массового обучения остается низким [192, 273]. Использование данной методики при обучении иностранному языку характери­зуется отсутствием достаточного уровня коммуникации между участниками, а при обучении сильными учениками слабых высок процент появления грамма­тических и лексических ошибок.

Дальтон-план является сочетанием коллективной и индивидуальной форм обучения при системообразующей индивидуальной. Данная методика позволя­ет приспособить темп обучения к имеющимся возможностям учащихся, при­учает их к самостоятельности, развивает инициативу и вовлекает в поиски ра­циональных методов работы [192, 323]. Однако при работе по данной методике была выявлена неспособность овладеть системой знаний и оптимально исполь­зовать учебное время. Рациональным зерном данного подхода является учет личных достижений учащихся при обучении. При переносе принципов Даль- тон-плана на обучение иностранному языку можно отметить приспособление темпа работы к способностям и сформированное™ у учащихся грамматиче­ских, лексических, аудитивных навыков и умений, таким образом, в рамках данного подхода реализуется индивидуальная направленность обучения. Одна­ко выявляется недостаточная коммуникативная направленность и отстутствие четкой сформированности системы знаний при большой затрате времени на ов­ладение навыками и развитие умений (Таблица №1, стр.47).

Бригадно-лабораторный способ обучения, являясь модификацией Дальтон-плаиа, представляет собой фронтально-коллективную форму органи­зации учебного процесса при системообразующей групповой. Сочетание по­добных форм организации позволяет проводить занятия в малых группах, сформированных по определенным признакам, и осваивать материал как само­стоятельно, так и в группах, прибегая к консультациям преподавателя в случае необходимости [192, 323, 325]. Принимая во внимание коллективную оценку учащихся, данный подход показал свою несостоятельность при изучении ино­странного языка, так как необходимо учитывать степень усвоения материала каждым учащимся, обладающим определенным вокабуляром, степенью сфор- мированности и развития языковых и речевых навыков. Более того, при изуче­нии иностранного языка учащимся не под силу быстро осваивать материл без объяснения учителя, а благодаря коллективной итоговой оценке, снижается уровень подготовки и падает ответственность за результаты выполнения рабо­ты (Таблица №1, стр.47).

Организованное переменное диалогическое общение А.Г. Ривина пред­ставляет собой коллективную форму обучения с использованием индивидуаль­ной, парной, групповой форм работы при системообразующей коллективной [36, 192]. Данная технология во многом отвечает требованиям обучения ино­странному языку, ее элементы могут успешно применяться в рамках различных методов обучения иностранному языку. Организация работы в парах сменного состава позволяет развить коммуникативные качества личности учащегося, обеспечить высокую степень усвоения материала. Обучение происходит в ком­фортной психологической атмосфере сотрудничества и взаимопомощи. Данная методика предусматривает обучение с учетом способностей разноуровневых участников переменного диалогического общения. Определенные сложности могут возникнуть при отсутствии фиксированного времени проведения и вы­полнения заданий. Яркая коммуникативная направленность (наличие диалоги­ческих пар) позволяет использовать принципы и элементы данной методики при обучении иностранному языку. Также учитывается сформированность на­выков и умений каждого участника организованного переменного диалогиче­ского общения при формулировке посильных задач. В рамках данного подхода происходит развитие умений говорения (диалогическая и монологическая речь), формирование навыков и развитие умений аудирования, широко исполь­зуются различные виды семантизации. Большой объем материала усваивается на высоком уровне в более короткие и сжатые сроки благодаря обучению в бла­гоприятной и комфортной психологической атмосфере. Методика также преду­сматривает использование элементов интенсивного обучения и погружения в языковую среду [67, 126, 134, 146, 210, 211]. В процессе работы в парах смен­ного состава происходит комбинированное участие всех видов памяти: слухо­вой, зрительной, моторной, и, самое главное, вербальной памяти, что является решающим фактором при изучении иностранного языка (Таблица №1, стр.47).

Методика коллективного обучения и воспитания И.П. Иванова имеет яв­ную коммуникативную направленность, что крайне важно при изучении ино­странного языка [122]. Коллективная организованная деятельность учащихся и преподавателей подразумевает прохождение различных тематических «творче­ских станций», что в свою очередь в переложении на изучение иностранного языка позволяет дифференцировать обрабатываемый материал, разбивая его по аспектам Грамматика, лексика, аудирование, чтение и т.д.). В рамках подхода предусматривается индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа в зависимости от поставленных задач. Методика коллективного обучения и вос­питания включает в себя элементы ироекгного обучения, широко реализуемые на «творческих станциях», способствующие повышению мотивации и творче­ского мышления учащихся (Таблица №1, стр.47).

Анализируя метод проектов [25, 192,252, 273] следует отметить, что ядром является сочетание индивидуальной и групповой форм организации обучения при системообразующей групповой, которая, в свою очередь, позволяет вклю­чить всех участников в работу, учитывая их индивидуальные особенности и посильный вклад в конечный продукт (результат). Метод проектов предусмат­ривает довольно широкую область применения и большой диапазон исследуе­мых тем. Однако практика показала, что выполнение проекта занимает дли­тельное время и требует тщательной разработки пошагового достижения ре­зультата. Более того, вклад членов группы в общее дело зависит от индивиду­альных свойств и способностей отдельного участника проекта. Несмотря на имеющиеся недостатки, метод проектов широко используется при обучении иностранному языку, так как предусматривает высокую коммуникативную на­правленность и учитывает сформированность грамматических, лексических, аудитивных навыков и степень развития умений отдельных учащихся при фор­мулировании заданий. Метод проектов помогает перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, тре­бующую для своего оформления владения определенными языковыми средст­вами. Метод проектов целесообразен на этапе обобщения и творческого приме­нения языкового и речевого материала (Таблица №1, стр.47).

План Трампа реализуется через фронтальную, индивидуальную и группо­вую формы организации обучения, где групповая является системообразующей [192]. Сочетание подобных форм организации, а также частая смена состава малых групп позволяет максимально стимулировать индивидуальное обучение. В результате недостаток данной системы проявляется в организации макси­мально слаженной работы преподавателей, четкой организации и материально­го обеспечения учебного процесса. При переносе требований плана Трампа на организацию обучения иностранному языку четко видно снижение коммуника­тивной направленности и максимальное проявление и стимулирование индиви­дуального обучения. Положительным моментом, на наш взгляд, является частая смена состава малых групп, что позволяет развить навыки аудирования и ис­ключает привыкание к определенному типу произношения (Таблица №1, стр.47).

Брнгадно-индивндуальное обучение, представляющее комбинирование индивидуальной и парной (малые группы) форм организации учебной деятель­ности, предусматривает формирование разноуровневых и разнородных малых групп, позволяющих сократить разрыв между успевающими и неуспевающими учащимися [192, 273, 329, 328]. Бригадно-индивидуальное обучение предостав­ляет учащимся возможность освоить материал, разбитый на программирован­ные порции-разделы, в индивидуальном темпе. Проводимый взаимоконтроль сохраняет время преподавателя для работы с отдельными учащимися и малыми группами, а атмосфера доброжелательной поддержки оказывает стимулирую­щее воздействие на участников учебного процесса. Однако для выполнения по­следовательных действий требуется большое количество времени. При перело­жении бригадно-индивидуального обучения на принципы обучения иностран­ному языку особое внимание уделяется учету сформированности лексических, грамматических, аудитивных навыков и умений отдельного учащегося, разде­лению учебного материала на аспекты, созданию комфортной психологической атмосферы. Но значительным недостатком является максимально разнородный состав групп, что не позволяет ей продвигаться в едином темпе и усваивать большой объем новой информации (Таблица №1, стр.47).

Что же касается использования метода активизации резервных возможно­стей личности и коллектива Г.А. Китайгородской [134, 135, 136, 137, 138], возникает вопрос об использовании его при обучении иностранному языку в других методических системах. Так, по мнению А.Н. Щукиной, от традицион­ного обучения интенсивное отличается в первую очередь способом организа­ции и проведения занятий: повышенным вниманием к различным формам педа­гогического общения, социально-психологическим климатом в группе, созда­нием адекватной учебной мотивации, снятием психологических барьеров при усвоении языкового материала в речевом общении. Кроме того, ведущие прин­ципы коммуникативно направленного обучения и интенсивной методики близ­ки. Поэтому вполне можно включать в коммуникативное направление отдель­ные элементы интенсивного обучения.

 

Вся работа доступна по ссылке

http://mydisser.com/ru/catalog/view/19200.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.