Быстрый переход к готовым работам
|
Групповые и коллективные формы организации обучения в современ¬ных условиях изучения иностранного языкаОпираясь на рассмотренные выше групповые формы организации обучения, проанализируем возможности применения, сочетания и оптимального использования их элементов в современных условиях для изучения иностранного языка, а также представим результаты в виде таблицы (Таблица №1, стр.47). Белл-ланкастеровская система представляет собой групповую форму обучения с использованием элементов коллективной формы (взаимное обучение), при которой преподаватель одновременно обучает большое количество учащихся, но при этом качество массового обучения остается низким [192, 273]. Использование данной методики при обучении иностранному языку характеризуется отсутствием достаточного уровня коммуникации между участниками, а при обучении сильными учениками слабых высок процент появления грамматических и лексических ошибок. Дальтон-план является сочетанием коллективной и индивидуальной форм обучения при системообразующей индивидуальной. Данная методика позволяет приспособить темп обучения к имеющимся возможностям учащихся, приучает их к самостоятельности, развивает инициативу и вовлекает в поиски рациональных методов работы [192, 323]. Однако при работе по данной методике была выявлена неспособность овладеть системой знаний и оптимально использовать учебное время. Рациональным зерном данного подхода является учет личных достижений учащихся при обучении. При переносе принципов Даль- тон-плана на обучение иностранному языку можно отметить приспособление темпа работы к способностям и сформированное™ у учащихся грамматических, лексических, аудитивных навыков и умений, таким образом, в рамках данного подхода реализуется индивидуальная направленность обучения. Однако выявляется недостаточная коммуникативная направленность и отстутствие четкой сформированности системы знаний при большой затрате времени на овладение навыками и развитие умений (Таблица №1, стр.47). Бригадно-лабораторный способ обучения, являясь модификацией Дальтон-плаиа, представляет собой фронтально-коллективную форму организации учебного процесса при системообразующей групповой. Сочетание подобных форм организации позволяет проводить занятия в малых группах, сформированных по определенным признакам, и осваивать материал как самостоятельно, так и в группах, прибегая к консультациям преподавателя в случае необходимости [192, 323, 325]. Принимая во внимание коллективную оценку учащихся, данный подход показал свою несостоятельность при изучении иностранного языка, так как необходимо учитывать степень усвоения материала каждым учащимся, обладающим определенным вокабуляром, степенью сфор- мированности и развития языковых и речевых навыков. Более того, при изучении иностранного языка учащимся не под силу быстро осваивать материл без объяснения учителя, а благодаря коллективной итоговой оценке, снижается уровень подготовки и падает ответственность за результаты выполнения работы (Таблица №1, стр.47). Организованное переменное диалогическое общение А.Г. Ривина представляет собой коллективную форму обучения с использованием индивидуальной, парной, групповой форм работы при системообразующей коллективной [36, 192]. Данная технология во многом отвечает требованиям обучения иностранному языку, ее элементы могут успешно применяться в рамках различных методов обучения иностранному языку. Организация работы в парах сменного состава позволяет развить коммуникативные качества личности учащегося, обеспечить высокую степень усвоения материала. Обучение происходит в комфортной психологической атмосфере сотрудничества и взаимопомощи. Данная методика предусматривает обучение с учетом способностей разноуровневых участников переменного диалогического общения. Определенные сложности могут возникнуть при отсутствии фиксированного времени проведения и выполнения заданий. Яркая коммуникативная направленность (наличие диалогических пар) позволяет использовать принципы и элементы данной методики при обучении иностранному языку. Также учитывается сформированность навыков и умений каждого участника организованного переменного диалогического общения при формулировке посильных задач. В рамках данного подхода происходит развитие умений говорения (диалогическая и монологическая речь), формирование навыков и развитие умений аудирования, широко используются различные виды семантизации. Большой объем материала усваивается на высоком уровне в более короткие и сжатые сроки благодаря обучению в благоприятной и комфортной психологической атмосфере. Методика также предусматривает использование элементов интенсивного обучения и погружения в языковую среду [67, 126, 134, 146, 210, 211]. В процессе работы в парах сменного состава происходит комбинированное участие всех видов памяти: слуховой, зрительной, моторной, и, самое главное, вербальной памяти, что является решающим фактором при изучении иностранного языка (Таблица №1, стр.47). Методика коллективного обучения и воспитания И.П. Иванова имеет явную коммуникативную направленность, что крайне важно при изучении иностранного языка [122]. Коллективная организованная деятельность учащихся и преподавателей подразумевает прохождение различных тематических «творческих станций», что в свою очередь в переложении на изучение иностранного языка позволяет дифференцировать обрабатываемый материал, разбивая его по аспектам Грамматика, лексика, аудирование, чтение и т.д.). В рамках подхода предусматривается индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа в зависимости от поставленных задач. Методика коллективного обучения и воспитания включает в себя элементы ироекгного обучения, широко реализуемые на «творческих станциях», способствующие повышению мотивации и творческого мышления учащихся (Таблица №1, стр.47). Анализируя метод проектов [25, 192,252, 273] следует отметить, что ядром является сочетание индивидуальной и групповой форм организации обучения при системообразующей групповой, которая, в свою очередь, позволяет включить всех участников в работу, учитывая их индивидуальные особенности и посильный вклад в конечный продукт (результат). Метод проектов предусматривает довольно широкую область применения и большой диапазон исследуемых тем. Однако практика показала, что выполнение проекта занимает длительное время и требует тщательной разработки пошагового достижения результата. Более того, вклад членов группы в общее дело зависит от индивидуальных свойств и способностей отдельного участника проекта. Несмотря на имеющиеся недостатки, метод проектов широко используется при обучении иностранному языку, так как предусматривает высокую коммуникативную направленность и учитывает сформированность грамматических, лексических, аудитивных навыков и степень развития умений отдельных учащихся при формулировании заданий. Метод проектов помогает перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Метод проектов целесообразен на этапе обобщения и творческого применения языкового и речевого материала (Таблица №1, стр.47). План Трампа реализуется через фронтальную, индивидуальную и групповую формы организации обучения, где групповая является системообразующей [192]. Сочетание подобных форм организации, а также частая смена состава малых групп позволяет максимально стимулировать индивидуальное обучение. В результате недостаток данной системы проявляется в организации максимально слаженной работы преподавателей, четкой организации и материального обеспечения учебного процесса. При переносе требований плана Трампа на организацию обучения иностранному языку четко видно снижение коммуникативной направленности и максимальное проявление и стимулирование индивидуального обучения. Положительным моментом, на наш взгляд, является частая смена состава малых групп, что позволяет развить навыки аудирования и исключает привыкание к определенному типу произношения (Таблица №1, стр.47). Брнгадно-индивндуальное обучение, представляющее комбинирование индивидуальной и парной (малые группы) форм организации учебной деятельности, предусматривает формирование разноуровневых и разнородных малых групп, позволяющих сократить разрыв между успевающими и неуспевающими учащимися [192, 273, 329, 328]. Бригадно-индивидуальное обучение предоставляет учащимся возможность освоить материал, разбитый на программированные порции-разделы, в индивидуальном темпе. Проводимый взаимоконтроль сохраняет время преподавателя для работы с отдельными учащимися и малыми группами, а атмосфера доброжелательной поддержки оказывает стимулирующее воздействие на участников учебного процесса. Однако для выполнения последовательных действий требуется большое количество времени. При переложении бригадно-индивидуального обучения на принципы обучения иностранному языку особое внимание уделяется учету сформированности лексических, грамматических, аудитивных навыков и умений отдельного учащегося, разделению учебного материала на аспекты, созданию комфортной психологической атмосферы. Но значительным недостатком является максимально разнородный состав групп, что не позволяет ей продвигаться в едином темпе и усваивать большой объем новой информации (Таблица №1, стр.47). Что же касается использования метода активизации резервных возможностей личности и коллектива Г.А. Китайгородской [134, 135, 136, 137, 138], возникает вопрос об использовании его при обучении иностранному языку в других методических системах. Так, по мнению А.Н. Щукиной, от традиционного обучения интенсивное отличается в первую очередь способом организации и проведения занятий: повышенным вниманием к различным формам педагогического общения, социально-психологическим климатом в группе, созданием адекватной учебной мотивации, снятием психологических барьеров при усвоении языкового материала в речевом общении. Кроме того, ведущие принципы коммуникативно направленного обучения и интенсивной методики близки. Поэтому вполне можно включать в коммуникативное направление отдельные элементы интенсивного обучения.
Вся работа доступна по ссылке |
|