У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Увольнение работников за совершение аморального проступка

Одним из наиболее ярких проявлений действия морали в трудовом праве является положение, предписывающее возможность увольнения работника в случае нарушения норм морали. Законодатель называет это аморальным проступком (п.8 4.1 ст. 81 ТК РФ), а также использует иные формулировки, например, проступок, позорящий честь и достоинство (п. 9 ст. 14 Закона РФ «О статусе судей в РФ»)[1], проступок, порочащий честь (подп. «в» п. 1 ст. 43 Федерального закона «О прокуратуре РФ»)[2], проступок, несовместимый с требованиями, предъявляемыми к личным и нравственным качествам (подп. «л» п. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ) [3] и др.

Несмотря на различие этих формулировок              все, перечисленные выше

случаи, можно подвести под одно понятие -                      «аморальный проступок».

Данный вывод следует из анализа таких                             понятий, как «мораль»,

«нравственность», «честь» и «достоинство».

Вопрос о соотношении «нравственности» и «морали» уже рассматривался в первой главе настоящей диссертационной работы, где был сделан вывод об идентичности этих понятий. Что касается терминов «честь» и «достоинство», то существует много определений данных                                                                                                понятий, но именно в

рассматриваемом контексте видно, что они также употребляются как аналоги термина «мораль». Так, одним из определений «чести» В.И. Даль называет внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть[4]. Толковый словарь С.Ю. Ожегова и Н.В. Шведовой определяет «честь» как достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы, а «достоинство» как

 

совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в

гг 198

самом себе .

Следовательно, проступки, не соответствующие нравственным требованиям, а также позорящие честь и достоинство будут, считаться аморальными, ведь «аморальный» проступок - это, прежде всего, проступок, противоречащий морали, безнравственный[5].

Указанные положения законов предусматривают возможность увольнения работников, выполняющих определенную трудовую функцию (т.е. специальных субъектов), в случае, если их поведение, поступки не соответствуют тем моральным требованиям, которые предъявляются к данным категориям работников государством и обществом. Такими работниками, в частности, являются лица, выполняющие воспитательные функции (учителя, преподаватели учебных заведений, мастера производственного обучения, воспитатели детских учреждений, т.е. лица, у которых воспитательная функция является основной)[6]; судьи, а также работники прокуратуры, органов внутренних дел и др.

Разумеется, каждый человек, живя в социуме, вступая ежедневно в различные социальные отношения и обладая определенной свободой, должен свою свободу ставить в определенные рамки, т.е. согласовывать ее со свободой других людей. Следовательно, поведение человека должно строиться на определенных правилах, законах, нормах, выработанных самим обществом и считающих их приемлемыми. Обязанность поведения человека в соответствии с нормами морали и нравственности — это общественная обязанность любого человека, нарушение которой карается общественными средствами, т.е. силой общественного мнения. Но, как и любая обязанность, предусмотренная не только нормами морали, но также и нормами права, она может быть нарушена по различным причинам от полного непринятия конкретной личностью данной моральной нормы до умышленного ее нарушения. Именно поэтому законодатель для определенных категорий работников, в связи с исполнением ими важной роли для общества и государства устанавливает повышенную ответственность. Происходит это путем придания моральным, нравственным требованиям правового значения. Облекая какую-либо моральную обязанность в юридическую форму, законодатель обеспечивает возможность применения в необходимых случаях государственного принуждения. Это один из способов проявления морали в праве, при котором происходит тесное взаимодействие, взаимосвязь и взаимопроникновение права и морали друг в друга.

Такие нормы, имеющие все признаки, характерные для нормы права, обладают определенной спецификой. Их содержание определяется моралью. Естественно, любая норма права должна строиться на основе нравственных принципов и ценностей, существующих в обществе. Но специфика именно этих норм состоит в том, что они будут иметь реальное применение только посредством обращения к морали, т.е. они носят отсылочный характер к морали. И как уже было сказано во второй главе настоящей диссертационной работы, содержание норм об аморальном проступке определяется исключительно моралью. Особенность рассматриваемых норм состоит в том, что каждый раз при их применении они будут наполняться различным содержанием, т.е. будут представлять собой самостоятельные нормы, преломленные через призму ценностей и моральных принципов общества. Содержание данных норм зависит как от объективных, так и от субъективных

обстоятельств. В качестве объективных выступает как сам проступок, т.е.

201

характер его совершения , так и изменение моральных принципов, происходящее с течением времени.

 

[1] О статусе судей РФ : Федеральный закон №3132-1 от 26.06.1992. в ред. от 22.08.2004. // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. №30. Ст. 1792.

[2] О прокуратуре Российский Федерации : Федеральный закон №168-ФЗ от 17.01.1992. в ред. от 22.08.2004. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

[3] См.: Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел РФ и текста присяги сотрудника органов внутренних дел РФ : Постановление Верховного Совета РФ от 23.12.1992. в ред. от 22.08.2004. // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. №2. Ст. 70.

[4] Даль В.И. Толковый словарь живого русского языка. Т. 4. М., 1994. С. 1328.

[5] См.: Там же. С.23.

[6] Лица, хотя и работающие в школах, детских садах, интернатах, иных учебных заведениях, но непосредственно не выполняющие воспитательные функции (например, выполняющие технические обязанности - уборщицы, кладовщики, завхозы и др.), не могут быть уволены по этому основанию. Руководители организаций и их структурных подразделений, выполняющие воспитательные функции по отношению к подчиненным им работникам, не могут быть уволены за совершение аморального проступка, поскольку в их работе эти функции не являются основными.

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/30640.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.