Быстрый переход к готовым работам
|
Оценка сферы услуг потребительской кооперации отдельных областей Центрального Федерального округаОбъект нашего исследования составила потребительская кооперация отдельных областей Центрального Федерального округа (Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой и Тамбовской областей). По состоянию на 01.01.03г. зона деятельности потребительской кооперации в Белгородской и Курской областях сократилась на три и два административно-территориальных района соответственно, тогда как в других областях исследуемого региона кооперативные организации продолжают обслуживание населения, проживающего во всех районах этих субъектов Федерации (прил. 4). Исследование населенных пунктов зоны деятельности " потребительской кооперации показало, что организации системы обслуживают в основном небольшие по численности жителей населенные пункты (до 300 человек). В целом по России количество таких населенных пунктов составляет 76,8% от общего количества населенных пунктов зоны деятельности потребительской кооперации. Однако по регионам этот показатель существенно колеблется: от 55,4% в Воронежской области до 82,9% в Курской. Это обстоятельство обусловливает специфику обслуживания населения территории. Известно, что в последние годы для всей России свойственна тенденция урбанизации населения, проявляющаяся в постоянном сокращении населения,
проживающего в сельских муниципальных образованиях. В структуре всего населения страны доля сельского населения составляет около 30%. Субъекты Федерации, вошедшие в объект нашего исследования, можно отнести к аграрным территориям, поскольку в них доля сельского населения превышает среднероссийский уровень от 4,03 процентных пунктов в Белгородской до 11,95 процентных пунктов в Тамбовской области, и составляет соответственно 33,98 и 41,9%. Имеют место различия и по охвату сельского населения обслуживанием системой потребительской кооперации. Так, если в целом по системе Центросоюза РФ обслуживается 79,9% сельского населения, то Липецким и Воронежским потребсоюзами соответственно 92,9 и 90,6%. Гораздо в меньшей степени охвачены обслуживанием жители Белгородской области - лишь 70,5% (прил. 4). По состоянию на 01.01.03 г. наиболее крупным (по количеству входящих в него организаций) является Воронежский потребсоюз (85 организаций), наиболее мелким - Курский (15 организаций) (прил. 5). Исследование динамики численности пайщиков потребительской кооперации показало устойчивый характер ее сокращения на протяжении 1990- 2002г.г. Только в единственном потребсоюзе - Липецком - в 2000-2001г.г. наблюдался незначительный прирост численности пайщиков. Во всех остальных исследуемых потребсоюзах, как и в целом по системе Центросоюза РФ, численность пайщиков постоянно сокращается. Однако, если в целом по Центросоюзу на 01.01.03г. членами потребительской кооперации является 37,8% от численности взрослого населения, то в исследуемых потребсоюзах этот показатель колеблется от 17,9% в Белгородском до 51,1% в Тамбовском ОПС (табл. 16). Таблица 16 Динамика численности пайщиков потребительской кооперации отдельных областей Центрального Федерального округа за 1990-2002г.г.
Тенденцию сокращения численности пайщиков, по нашему мнению, можно объяснить несколькими обстоятельствами: сокращением численности сельского населения вследствие урбанизации общества и обострения демографического кризиса; проведенной перерегистрацией пайщиков; изменением социальной политики системы (в настоящее время в процессе обслуживания населения кооперативные организации практически не разделяют его на кооперированное и некооперированное и оказывают полный комплекс услуг всему обслуживаемому населению); ослаблением внимания к работе по кооперированию населения. Вместе с тем, следует отметить, что, начиная с 2000 года, Центросоюзом РФ изменены приоритеты деятельности потребительской кооперации в пользу социальных. Это позволяет предположить, что уже в ближайшей перспективе ситуация с кооперированием населения, как следствие укрепления имиджа потребительской кооперации, изменится в лучшую сторону. Так, например, ежегодно расширяется перечень льгот по социальной поддержке пайщиков, с 2001 года в него стали входить бесплатные услуги, оказываемые населению. Ежегодно увеличивается сумма расходов на оказание социальной поддержки пайщикам, только в 2002 году на эти цели было израсходовано в целом по системе почти 2 млрд. рублей (табл. 17). Это обстоятельство является следствием укрепления финансового положения системы потребительской кооперации и появлением возможности финансирования отдельных мероприятий социального характера, в том числе расширения видов услуг, оказываемых населению. В последние годы системой потребительской кооперации значительное внимание уделяется также такому направлению реализации социальной миссии как организация досуга пайщиков и сельского населения. Предоставляемые в этой части возможности по организации досуга, как правило, относятся к разряду бесплатных для населения и пайщиков услуг, но затратных для системы потребительской кооперации видов деятельности. Направления работ в этой области разнообразны, но в основном выделяется три наиболее значимых вида: организация чайных столов, создание библиотек, организация досуга с использованием «Караоке» (прил. 6), которые в полной мере можно отнести к категории социальных услуг.
Вся работа доступна по ссылке |
|