У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Оценка сферы услуг потребительской кооперации отдельных областей Центрального Федерального округа

Объект нашего исследования составила потребительская кооперация отдельных областей Центрального Федерального округа (Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой и Тамбовской областей). По состоянию на 01.01.03г. зона деятельности потребительской кооперации в Белгородской и Курской областях сократилась на три и два административно-территориальных района соответственно, тогда как в других областях исследуемого региона кооперативные организации продолжают обслуживание населения, проживающего во всех районах этих субъектов Федерации (прил. 4).

Исследование населенных пунктов зоны деятельности " потребительской кооперации показало, что организации системы обслуживают в основном небольшие по численности жителей населенные пункты (до 300 человек). В целом по России количество таких населенных пунктов составляет 76,8% от общего количества населенных пунктов зоны деятельности потребительской кооперации. Однако по регионам этот показатель существенно колеблется: от 55,4% в Воронежской области до 82,9% в Курской. Это обстоятельство обусловливает специфику обслуживания населения территории.

Известно, что в последние годы для всей России свойственна тенденция урбанизации населения, проявляющаяся в постоянном сокращении населения,

 

проживающего в сельских муниципальных образованиях. В структуре всего населения страны доля сельского населения составляет около 30%.

Субъекты Федерации, вошедшие в объект нашего исследования, можно отнести к аграрным территориям, поскольку в них доля сельского населения превышает среднероссийский уровень от 4,03 процентных пунктов в Белгородской до 11,95 процентных пунктов в Тамбовской области, и составляет соответственно 33,98 и 41,9%. Имеют место различия и по охвату сельского населения обслуживанием системой потребительской кооперации. Так, если в целом по системе Центросоюза РФ обслуживается 79,9% сельского населения, то Липецким и Воронежским потребсоюзами соответственно 92,9 и 90,6%. Гораздо в меньшей степени охвачены обслуживанием жители Белгородской области - лишь 70,5% (прил. 4).

По состоянию на 01.01.03 г. наиболее крупным (по количеству входящих в него организаций) является Воронежский потребсоюз (85 организаций), наиболее мелким - Курский (15 организаций) (прил. 5).

Исследование динамики численности пайщиков потребительской кооперации показало устойчивый характер ее сокращения на протяжении 1990- 2002г.г. Только в единственном потребсоюзе - Липецком - в 2000-2001г.г. наблюдался незначительный прирост численности пайщиков. Во всех остальных исследуемых потребсоюзах, как и в целом по системе Центросоюза РФ, численность пайщиков постоянно сокращается. Однако, если в целом по Центросоюзу на 01.01.03г. членами потребительской кооперации является 37,8% от численности взрослого населения, то в исследуемых потребсоюзах этот показатель колеблется от 17,9% в Белгородском до 51,1% в Тамбовском ОПС (табл. 16).

Таблица 16

Динамика численности пайщиков потребительской кооперации отдельных областей Центрального Федерального округа за 1990-2002г.г.

Наименование

потребсоюзов

на

01.01.91

на

01.01.98

на

01.01.00

на

01.01.01

на

01.01.02

На 01.01.03

тыс. чел.

в % к численности, взрослого населения

Центросоюз

22776,4

13753,6

11849,5

11360,7

10432,0

9499,7

37,8

Белгородский

428,2

210,5

186,3

158,7

152,2

85,1

17,9

Воронежский

593,5

279,6

265,9

255,9

250,1

194,2

24,6

Курский

360,4

162,6

139,6

137,1

136,8

124,7

39,3

Липецкий

239,8

83,0

78,0

79,5

80,9

73,9

20,7

Тамбовский

330,9

316,0

275,8

249,3

242,2

' 240,4

51,1

 

[143, с. 3-5; 107, с. 3-5; 146, с. 68-70]

 

 

 

Тенденцию сокращения численности пайщиков, по нашему мнению, можно объяснить несколькими обстоятельствами: сокращением численности сельского населения вследствие урбанизации общества и обострения демографического кризиса; проведенной перерегистрацией пайщиков; изменением социальной политики системы (в настоящее время в процессе обслуживания населения кооперативные организации практически не разделяют его на кооперированное и некооперированное и оказывают полный комплекс услуг всему обслуживаемому населению); ослаблением внимания к работе по кооперированию населения.

Вместе с тем, следует отметить, что, начиная с 2000 года, Центросоюзом РФ изменены приоритеты деятельности потребительской кооперации в пользу социальных. Это позволяет предположить, что уже в ближайшей перспективе ситуация с кооперированием населения, как следствие укрепления имиджа потребительской кооперации, изменится в лучшую сторону. Так, например, ежегодно расширяется перечень льгот по социальной поддержке пайщиков, с 2001 года в него стали входить бесплатные услуги, оказываемые населению.

Ежегодно увеличивается сумма расходов на оказание социальной поддержки пайщикам, только в 2002 году на эти цели было израсходовано в целом по системе почти 2 млрд. рублей (табл. 17).

Это обстоятельство является следствием укрепления финансового положения системы потребительской кооперации и появлением возможности финансирования отдельных мероприятий социального характера, в том числе расширения видов услуг, оказываемых населению.

В последние годы системой потребительской кооперации значительное внимание уделяется также такому направлению реализации социальной миссии как организация досуга пайщиков и сельского населения. Предоставляемые в этой части возможности по организации досуга, как правило, относятся к разряду бесплатных для населения и пайщиков услуг, но затратных для системы потребительской кооперации видов деятельности.

Направления работ в этой области разнообразны, но в основном выделяется три наиболее значимых вида: организация чайных столов, создание библиотек, организация досуга с использованием «Караоке» (прил. 6), которые в полной мере можно отнести к категории социальных услуг.

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/39164.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.