У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Содержание энергосервисного договора

Содержание правоотношения, порождаемого договором, зависит от конкретного договорного типа. По мнению О.С. Иоффе, «содержанием договора называют совокупность его условий, сформулированных сторонами или вытекающих из закона, на котором заключение договора основано. Встречающиеся иногда попытки определить содержание договора, указывая как на его условия, так и на вытекающие из него права и обязанности, ошибочны и объясняются смешением договора как юридического факта с самим договорным обязательством. Права и обязанности образуют содержание обязательства, но не породившего его договора, а совокупность условий составляет содержание соглашения, но не обязательства, которое из него возникло»[1]. Соответственно, под содержанием договора-сделки необходимо понимать непосредственно договорные условия; в то же время содержанием договора-правоотношения будут являться права и обязанности сторон. Ранее в параграфе 2 главы 2 было оговорено, что в рамках настоящей работы исследуется договор как правоотношение. Поэтому в целях раскрытия содержания энергосеврисного договора необходимо проанализировать взаимные права и обязанности сторон.

Возвращаясь к вопросу о свободе договора, который уже затрагивался в настоящем исследовании, отметим, что свобода договора (впрочем, как и любая другая свобода) имеет свои ограничения. Свобода договора воплощается и в таком аспекте, как данная сторонам возможность самостоятельно определять круг прав и обязанностей в рамках договора. В соответствии с ч. 4 ст. 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, то есть содержание договора должно соответствовать закону.

Как отмечают М.В. Брагинский и В.В. Витрянский, «подлинное содержание юридической связи сторон составляет весь массив императивных гражданско - правовых норм. К этому следует добавить, что при отсутствии других указаний в конкретном договоре стороны признаются согласившимися подчинить свои отношения нормам диспозитивным, а также квазинормативным регуляторам в виде деловых обыкновений, сложившейся между сторонами практики»[2].

На наш взгляд, в общей совокупности прав и обязанностей сторон по договору можно выделить две категории: права и обязанности, следующие из императивных законодательных предписаний, установленных для данного договора, а также права и обязанности, вытекающие из условий, согласованных сторонами.

Содержание энергосервисного договора как разновидности договора возмездного оказания услуг должно соответствовать нормативным предписаниям гражданского законодательства. Исходя из этого, к числу прав и обязанностей, следующих из императивных законодательных предписаний, необходимо относить права и обязанности, установленные главой 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг». В соответствии с нормами указанной главы, исполнитель обязан оказать услуги лично, если иное не предусмотрено договором (ст. 780 ГК РФ), а заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги (ст. 781 ГК РФ).

Исполнитель обязан оказать заказчику услугу надлежащего качества. Законодательство не содержит определения понятия «качество услуги», однако в доктрине исследованию данного вопроса уделено достаточное внимание. Отметим, что универсальная категория качества на базе нескольких наук не выработана. В экономической науке часть исследователей придерживается позиции, в соответствии с которой категорию качества предлагается определить через категорию «потребительская стоимость». Под потребительской стоимостью понимается полезность, благо, способность благодаря своим свойствам удовлетворять человеческие потребности в качестве средств производства и предметов потребления или в качестве услуг[3]. Более того, сторонники данной точки зрения отождествляют качество и потребительскую стоимость[4]. В соответствии с противоположным мнением, категории «качество» и «потребительская стоимость» предлагается разграничить. Так, Н.И. Рыжков считает, что потребительская стоимость связана с самой способностью удовлетворять какую-либо потребность, а качество, в свою очередь, отражает, в какой степени полезные свойства продукции (работы, услуги) могут удовлетворить потребность[5]. Подчеркнем, что сторонники рассматриваемой позиции не отрицают наличия тесной связи между качеством и потребительской стоимостью. В целом соглашаясь с тезисом о взаимосвязанности качества и потребительской стоимости, В.С. Белых с экономической точки зрения предлагает рассматривать качество как товарную форму отношений «производитель-потребитель» по поводу свойств продукта[6].

Ученые-правоведы предлагают, наряду с экономической категорией, выделять правовую категорию качества. Исследователи указывают, что раскрыть правовое содержание понятия качества важно для выявления четких критериев отграничения доброкачественных работ (услуг) от недоброкачественных, а также для того, чтобы наиболее эффективно и целенаправленно содействовать правовыми средствами повышению качества продукции (работ, услуг)[7]. Так, к примеру, Л.Б. Гальперин понимает под качеством в правовом аспекте

соответствие продукции (работ, услуг) определенным критериям качественности,

268

установленным в нормативном и договорном порядке . В поддержку рассматриваемой точки зрения высказывался и В.М. Огрызков[8]. На наш взгляд, не следует рассматривать категорию качества лишь в правовом аспекте, в отрыве от экономического, так как качество - регулируемая правом экономическая категория. Поэтому заслуживает внимания попытка В.С. Белых синтезировать экономический и правовой аспекты при исследовании категории качества товаров (работ, услуг) и определить указанную категорию как «совокупность технических, экономических и иных общественно полезных свойств продукции (работ, услуг), складывающихся на всех стадиях ее жизненного цикла и получивших закрепление в нормативно-технической документации и условиях договора, а при отсутствии в договоре таких условий - в порядке и способах, предусмотренных законодательными актами; качество характеризует способность удовлетворять конкретные общественные потребности с оптимальными

270

затратами на единицу ее потребительской стоимости»[9].

Таким образом, правовое обеспечение качества продукции (работ, услуг) производится при помощи различных правовых средств, в число которых наряду со стандартами, техническими регламентами и техническими условиями входит и гражданско-правовой договор.

Рассуждая о качестве энергосервисной услуги необходимо учитывать особенности, характерные для такого вида услуг. Во-первых, процесс оказания энергосервисной услуги характеризуется достаточно длительной протяженностью во времени. Во-вторых, как ранее указывалось в настоящем исследовании (см. § 1 Главы 2), процесс оказания энергосервисной услуги состоит из нескольких этапов, включающих в себя комплекс разнородных (но ни в коем случае не разрозненных) мероприятий, осуществление каждого из которых необходимо в целях достижения и поддержания режима экономии энергетических ресурсов. В- третьих, сама по себе направленность энергосервисной услуги специфична. Дело в том, что размер экономии энергетических ресурсов нельзя измерить непосредственно, так как, по сути, речь идет об отсутствии энергетических затрат. Именно поэтому вывод о достижении либо недостижении цели экономии можно сделать только на основе сравнительного анализа показателей энергопотребления, которые получены до внедрения энергосберегающего проекта, в период реализации мероприятий и после внедрения проекта. Отметим, что одного только факта наличия экономии энергетических ресурсов на этапах реализации энергосберегающего проекта недостаточно для того, чтобы признать оказанную услугу качественной. О качестве услуги свидетельствует в том числе наличие причинной связи между действиями Исполнителя в рамках энергосервисного договора и результатом этих действий в виде экономии энергетических ресурсов (сокращение энергопотребления может произойти и независимо от реализации энергосберегающего проекта - например, в случае сокращения Заказчиком производства).

Однако сам факт достижения согласованного сторонами в рамках энергосервисного договора размера экономии энергетических ресурсов еще не позволяет судить о надлежащем качестве оказанной услуги, точно так же, как факт недостижения размера экономии не говорит о некачественной услуге. Безусловно, необходимо учитывать, соответствует ли услуга требованиям и интересам Заказчика. Следует отметить, что энергосервисные компании США и Европейского Союза ориентируются преимущественно на соответствие показателей качества интересам заказчика. Для проверки качества исполнения перфоманс-контрактов в США и странах Европейского союза используется система мониторинга качества «Measurement and Verification» («Мониторинг и Проверка»). В рамках такого мониторинга осуществляется поэтапное оценивание эффективности мер, реализуемых в рамках перфоманс-контракта, основанный на справедливом и достоверном измерении показателей энергосбережения, что

271

позволяет своевременно вносить необходимые корректировки . На наш взгляд, отсутствие единой методики оценивания эффективности энергосберегающих мероприятий будет препятствовать росту уровня качества энергосервисных услуг. Решение проблемы видится в разработке рамочного акта, определяющего методику контроля качества в исследуемой сфере.

 

[1] Иоффе О.С. Обязательственное право / О.С. Иоффе. - М.: Госюриздат, 1975. - С. 27-28.

[2] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. Изд. 2 -е, испр. - М.: Статут, 2000.

[3] См.: Качество продукции и эффективность производства / Под ред. А.В. Гличева и Л.Я. Шухгальтера. - М., 1977. - С. 21.

[4] Львов Д.С., Седов В.И., СиськовВ.М. Стандарт и качество. Экономический аспект проблемы. - М., 1970. - С. 8.

[5] Рыжков Н.И. Управление качеством продукции в новых условиях хозяйствования. - М., 1992. - С. 10.

[6] Белых В.С. Гражданско-правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг. Сб. научн. тр./ Отв. ред., сост. к.ю.н. О.А. Герасимов. Екатеринбург: Бизнес, менеджмент и право, 2007. - С. 44.

[7] Емельянова М.Б. Вопросы стандартизации и качества продукции (правовой аспект). Академия наук Эстонской ССР. Сектор права института экономики. - Таллин, 1967. - С. 19.

[8] См. Огрызков В.М. Основы правового регулирования качества продукции. - М., 1976. - С. 22-23.

[9] Белых В.С. Указ. соч. - С. 51.

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/41288.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.