Быстрый переход к готовым работам
|
Институт защиты персональных данных работника в трудовом правеТрудовое право регулирует отношения по поводу личного выполнения работником возложенных на него функций. Правовая наука уделяла внимание личности работника со времени выделения трудового права в самостоятельную отрасль. Один из основателей науки отечественного трудового права JT.C. Таль писал, что «Современное правосознание явно склоняется к признанию рабочей силы частью личной правовой сферы человека и требует охраны от посягательств наравне с другими личными благами»[1]. Советское трудовое право изучало отдельные вопросы правового положения личности и личные права работника в трудовых отношениях[2]. В настоящее время эта тема продолжает занимать важное место в трудоправовой науке. При изучении этого института трудового права интерес представляет рассмотрение его характеристик и особенностей, строения, места в системе отрасли. Изучение защиты персональных данных работника невозможно без анализа основных точек зрения на личность в процессе труда. Традиционно в состав трудовых прав включались социальные права (право на заработную плату, на социальное обеспечение и др.), право на отдых, право на безопасные условия труда, право на участие в управлении организацией, на вступление в профсоюз и ряд других. Как правило, личные права при изучении трудовых прав во внимание не принимались. В советской науке трудового права уделялось внимание вопросам трудовой чести[3], защите моральных сил работника[4], его трудовым починам[5]. В настоящее время личные права работника не только являются предметом научного обсуждения, но и нашли закрепление в законодательстве о тру- де. Защита персональных данных работника это институт, направленный на охрану личных прав работника, который нашел отражение в Трудовом кодексе РФ. «Социальная функция трудового права не должна быть замкнута только на охране труда. Сегодня выявляется еще одна грань этой функции - забота о наиболее полном закреплении и последовательном развитии прав человека в области труда»[6]. Выделение самостоятельных категорий личных и социальных прав находит свое отражение в трудовом праве. Реализация социальных прав в сфере труда предполагает соразмерность вложенного труда его вознаграждению. В СССР такой подход нашел отражение в лаконичной формуле: «от каждого по способностям, каждому по труду». Предполагалось, что равенство может быть основано на социальной справедливости, когда вклад гражданина в развитие общественного производства определяет размер и уровень благ, полу- чаемых гражданином от общества . Эта позиция актуальна и в настоящее время. Данный подход является основой дифференцированного отношения к работнику. Дифференциации подвержены в первую очередь те права и льготы, объем которых обусловлен трудовым вкладом работника. Дифференциация охватывает сферу распределения (заработную плату, социальные, жилищные, 'У бытовые и другие блага) . Дифференциация также может быть обусловлена условиями труда или особенностями субъектов, для защиты интересов которых государство устанавливает льготы в сфере труда (женщины, несовершеннолетние, инвалиды). Однако социальная защита указанных лиц имеет ограниченные пределы, что еще раз подтверждает наличие дифференцированного подхода к регулированию трудовых отношений. В сфере трудовых отношений есть права, которые не поддаются дифференциации, например право на объединение в профсоюзы, на участие в управлении производством и др. «Эти права не связаны с учетом трудового вклада, условий труда или с фактическим (от природы) неравенством работников»[7]. Следует отличать использование персональных данных от их защиты. Правовое регулирование использования персональных данных работника может быть дифференцировано. Поэтому в нормах общего действия закрепляются положения основополагающего характера. ТК РФ предъявляет требования по получению и использованию персональных данных работника ко всем работодателям. С другой стороны в специализированных законодательных актах и в нормативных актах, обладающих меньшей юридической силой, отражаются особенности предоставления и защиты информации в отношении некоторых субъектов или применительно к специфике трудовой деятельности. Примером дифференциации использования персональных данных может служить правовое регулирование трудовых отношений в области гражданской службы. Особенности получения, хранения и иного использования персональных данных государственных и муниципальных служащих предусмотрены нормами соответствующего законодательства[8]. Трудовой кодекс РФ предусматривает возможность учета специфики обработки персональных данных работника в локальных нормативных актах организации (ч. 8 ст. 86, п. 5 ст. 88 ТК РФ). Однако, если правовое регулирование использования персональных данных работника может быть дифференцировано, то право на защиту персональных данных работника дифференциации не подлежит. Оно предоставлено каждому работнику безотносительно к размеру его вклада в достижение организацией поставленных задач. Как личное право оно носит абсолютный характер и не может быть измерено в превосходной степени сравнения. Со времени становления трудового права как самостоятельной отрасли права личность работника стала объектом изучения представителей науки. В отличие от гражданско-правовой сферы регулирования трудовые отношения предполагают личное выполнение обязанностей наемным работником. В советской науке трудового права можно выделить два подхода к оценке значения личности работника. Они являются отражением двух функций трудового права - производственной и защитной. Первая точка зрения является традиционной. Она основана на потребности общественно полезного труда. При этом необходимость учета интересов личности работника признается в первую очередь в связи с выполнением им полезных для общества обязанностей. «Личность в трудовом праве - это прежде всего субъект общественных отношений, связанных с возложенной на нее трудовой функции»[9]. Интересы личности подчинены интересам общественного производства. Они реализуются и развиваются в той мере, в которой это отвечает потребностям рабочего класса. Поэтому «максимальная забота о развитии способностей личности должна быть согласована с планомерным развитием всего общества»[10], иначе «вне труда человек постепенно л деградирует и в биологическом, и в социальном планах» . При этом подходе интересы личности и общества рассматриваются как взаимозависимые. Приоритет остается за целями и задачами развития общества, с которыми должны согласовываться потребности индивида. При таком «производственном» подходе интересы личности удовлетворяются по остаточному принципу, в лучшем случае спорные вопросы решаются с помощью взаимных компромиссов и уступок сторон трудовых отношений. «Вклад трудового права в достижение политических и идеологических целей также во многом предопределяется его реальным вкладом в обеспечение всестороннего развития личности, являющегося важнейшим показателем социального прогресса»[11]. Для максимально эффективного использования и потребления способностей работника они «дорабатываются, шлифуются, оттачиваются, поднимаются на новую ступень»[12]. Поэтому при таком подходе большое внимание уделяется вопросам обучения работника, повышения его квалификации. Учет интересов личности влияет на эффективность применения норм о дисциплине труда, на повышение производительности и на стабильность трудовых отношений.
[1] Таль JI.C. Очерки промышленного права. М., 1918. С. 125. Цит. по Лушникова М.В., Лушников А,М. Курс трудового права. В 2 т. Т. 2. С. 8. [2] Бару М.И. Охрана трудовой чести по трудовому законодательству. М., 1966; Пашков А.С., Ротань В.Г. Социальная политика и трудовое право. М., 1986. С. 201-224; Фа- туев А.А. Трудовое право в жизни человека. М., 1991 и др. [3] Бару М.И., Указ. соч. [4] Иванов С.А., Лившиц Р.З. Личность в советском трудовом праве. М., 1982. С. 53. [5] Орлов А.Г. Право и инициатива в труде. М., 1982. С. 132. [6] Киселев И .Я. Новый облик трудового права стран Запада (Прорыв в постиндустриальное общество). С. 22. [7] Иванов С.А., Лившиц Р.З. Указ. соч. С. 146. [8] См.: раздел 7 Федерального закона от 27.07.2005 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. ст. 3215; ст. 9, 14, 15 Федерального закона от 27.05. 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 11.11.2003 г.) «О системе государственной службы РФ» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. ст. 2063; ст. 7, ст. 10, ст. 15, п. 8 ст. 19 Закона Томской области, принятого решением Государственной Думы Томской области от 07.12.1995 г. № 227 (ред. от 11.06.2004 г.) «О муниципальной службе в Томской области» // Официальные ведомости Государственной службы Томской области (сборник нормативных правовых документов). № 5. 1995 г. и др. [9] Фатуев А.А. Трудовое право в жизни человека. М., 1991. С. 78. [10] Пашков А.С., Ротань В.Г. Социальная политика и трудовое право. М., 1986. С. 206. [11] Пашков А.С., Ротань В.Г. Социальная политика и трудовое право. С. 201. [12] Попков В.А., ІДелищев Д.П. Эстетическое содержание труда. М., 3984. С. 47. Цит. по Пашков А.С., Ротань В.Г. Указ. соч. Там же.
Вся работа доступна по ссылке |
|