Быстрый переход к готовым работам
|
Законодательство Российской Федерации о защите персональных данных работникаПо общему признанию, принятие ТК РФ означает начало нового периода в истории отрасли и науки трудового права. Не будет преувеличением ска- затьгчто для ученых-трудовиков XXI век начался именно 21 декабря 2001 г[1]. «Трудовой кодекс не является новым КЗоТом. Это принципиально новый за- кон о труде» . Изучение правовой защиты персональных данных работника в нашей стране имеет сравнительно короткую историю. «Включение в кодекс главы о защите персональных данных работников вызвано объективной потребностью, и необходимость ее наличия нами не может быть оспорена»[2]. Нормы четырнадцатой главы ТК РФ применяются более трех лет. За это вре- » мя значительно расширились научные знания в этой сфере. Ученые и практические работники стали уделять больше внимания прежде всего понятию, составу, видам использования и защиты персональных данных. Однако все еще остаются малоисследованными вопросы принципов правового регулирования в данной области, состава информации и регулирования защиты персональных данных на уровне конкретной организации. Изучение перспектив правового регулирования этих вопросов также представляет несомненный научный и практический интерес. Правовой основой отечественного трудового законодательства о защите персональных данных работника является Конституция Российской Федерации, Конституция 1993 года как основной закон РФ послужила началом нового этапа развития и совершенствования всего национального законодательства, в том числе и ее неотъемлемой части правовой системы страны - трудового законодательства. Конституция РФ содержит определенное количество норм, которые имеют непосредственное или опосредованное значение для регулирования трудовых и связанных с ними отношений[3]. Для правового регулирования вопроса о защите персональных данных особое значение имеют ст. ст. 23 и 24 Конституции. Статья 23 закрепляет право каждого на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Статья 24 устанавливает, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается и обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Указанные положения содержатся во второй главе Конституции РФ. Невозможность пересмотра и изменения норм этой главы без одобрения новой Конституции позволяет говорить о наличии иерархии норм основного закона, в которой положения первой, второй и девятой глав занимают приоритетное по отношению к другим главам положение. Конституционные основы раскрываются в соответствующих нормах отраслей отечественного права. Для полной и эффективной защиты каждого охраняемого Конституцией права используются положения нескольких отраслей отечественного законодательства. Право на неприкосновенность частной жизни получило комплексную правовую защиту. Оптимальный вариант правового регулирования отношений по поводу информации предполагает наличие тщательно выверенного и закрепленного правом баланса двух основных информационных прав и свобод: права знать и права таить. После всенародного голосования в декабре 1993 года эти нормы получили свое дальнейшее конституционно-правовое развитие и закрепление в статьях 23 и 24 Конституции РФ. Впоследствии развитие этих основных информационных прав в российском правовом и информационном пространстве стало складываться противоречиво. В рамках внутривидового различия, становление права таить гораздо менее успешно, чем права знать'. Законодательное обеспечение этого права в нашей стране имеет недолгую историю и в настоящее время находится в стадии систематизации. Некоторые иные положения Конституции РФ, помимо норм статей 23 и 24, имеют опосредованное отношение к защите персональных данных. Статья 29 (ч. 4) охраняет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Ряд норм Конституции РФ охраняет права граждан от дискриминации (ч. 3 ст. 37, ст. 7, ст. 13, ст. 14, ст. 19, ч. 1 ст. 21, ст. 26, ст. 28). В некоторых случаях распространение информации о личной жизни может создать предпосылки для дискриминации личности. Поэтому указанные положения основного закона также имеют значение при рассмотрении данной темы. Реализация положений Конституции о социальном обеспечении (ст. 38, ст. 39) предполагает распространение сведений о личной жизни. Возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина предусмотрена ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Право на защиту неприкосновенности частной жизни нашло отражение в конституциях большинства стран. Традиционно основные законы содержат положения о неприкосновенности жилища, корреспонденции, частной жизни, которые могут ограничиваться лишь по решению суда в предусмотренных законом случаях, а также право на сбор, распространение и получение информации . Наиболее подробная регламентация отношений по ограничению доступа к информации о личной жизни содержится в Конституции Португалии (ст. 26, 34, 35). Помимо основных прав они закрепляют право доступа к любым данным о себе, право знать о целях, для которых они были собраны, право вносить исправления в эти сведения (п. 1 ст. 35 Конституции Португалии). Также предусматривается принятие самостоятельного закона и учреждение специализированного административного органа для защиты персональных данных (п. 1 ст. 35 Конституции Португалии). Как показывает опыт, эффективная защита личной жизни осуществляется также и в тех странах, конституции которых не закрепляют права на частную жизнь и защиту соответствующей информации[4]. Положения основного закона могут создать условия для дальнейшего развития законодательства. Эффективность положений специализированных законов и их применение могут не зависеть от того, отражены ли в конституции соответствующие нормы. [1] Лушииков А.М. Кодификации трудового законодательства России: историко-правовой абрис / Четвертый Трудовой кодекс России: Сб. научных статей под ред. В.Н. Скобелкина. Омск. 2002. С. 69. [2] Сафонов В. Защита персональных данных работника: необходимость или надуманность? // Профсоюзы и экономика. 2002. № 6. С. 84. [3] Снегирева И.О. Конституционная основа трудового законодательства России // Трудовое право. 2003. № 12. С. 39. [4] Монахов В. Право таить П Право знать: история, теория, практика. 2003. № 5-6. - Режим доступа: http://www.ksdi.ni/right/2003_77_78(5-6)/monahov_5_6.html
Вся работа доступна по ссылке |
|