Быстрый переход к готовым работам
|
Методологическое значение признания осуществления государственных функций объектом уголовно-правовой охраныМетодология современной юриспруденции нуждается в развитии. Это объясняется сложностью и динамизмом объекта познания - государственно-правовой действительности. В процессе ее исследования и творческого преобразования неизбежно появление новых методов, а также совершенствование и адаптация существующих для решения научных проблем, имеющих важное политическое значение для развития страны. Точность и ценность результатов исследования во многом зависят от того, насколько адекватно была отражена разносторонняя изменяющаяся социальная реальность. Сложнейшей научной и политической задачей является правильное определение направления реализации охранительного воздействия уголовного закона. Особенно важно установить сферы, методы, границы и меру уголовно правового воздействия, если речь идет о деятельности государства, его отношениях с гражданами и организациями. Дело в том, что сама эта деятельность является предметом широкой дискуссии политиков, ученых и всего гражданского общества. Исследование проблем содержания и пределов функционирования государства в идеологии, экономике, подходов к обеспечению национальной безопасности и методов правоохраны в современных условиях не теряет своей актуальности. «Отражая дух времени, резких социальных перемен и исторических катаклизмов, уголовное законодательство неизбежно несет на себе печать противоречивости, психологической неопределенности, содержательной незавершенности, функциональной скороспелости, излишней зарегламентированное™ и в то же время недопустимой пробельности в отношении целого ряда серьезных вопросов»[1]. «В широком смысле слова, - указывал А. И. Марцев, - социальные условия жизни человека представляют собой определенный порядок функционирования, во-первых, человека как биологической единицы; во-вторых, различных общественных формирований; в-третьих, всевозможных институтов государства, интересы которого, как правило, совпадают с общественными интересами и интересами 88 * людей» . Достичь реального единства ориентации индивида и государства позволяет идеология. Государственническая идеология способствует полной реализации социальной природы государства, состоящей в обеспечении представительства интересов всех слоев населения и создании условий для всестороннего развития личности. Служение всему обществу придает легитимность нормативным предписаниям государства, деятельности власти. «Назначение государства, его роль в жизни общества выражается в его функциях»[2], поэтому обращение к ним имеет не только практическое, но и методологическое значение. В качестве одной из групп методологических предпосылок науки уголовного права А. Э. Жалинский рассматривает «предзнания», которые «...не входят в структуру уголовного права, не формируются на основе уголовного права и тем самым отличаются от юридической техники, которая является элементом уголовного права»[3]. В математике под функцией понимается «зависимая переменная величина»[4]. С помощью функции выражаются разнообразные количественные и качественные изменения в природе и обществе. Функциональный подход является допустимым средством раскрытия сущности процессов, протекающих в социальных системах. Именно в рамках функционального подхода может быть раскрыта юридическая природа государственного управления обществом, решены проблемы его уголовно-правовой охраны. Важнейшей чертой, объединяющей все трактовки функционального подхода, является рассмотрение объекта исследования через призму его отношений с другими объектами, окружающей средой[5]. Функциональный подход позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть в развитии его разностороннюю деятельность, общественную ценность, способность к решению стоящих пред ним задач. В социологии исследуемый метод нашел свое выражение в структурном функционализме (от Г. Спенсера и Э. Дюркгейма до Т. Парсонса и др.): постепенное преобразование социальных институтов, легитимирующих неформальные социальные практики, вызвано главным образом необходимостью их приспособления к изменяющимся социальным условиям. В результате такой адаптации происходит дифференциация этих институтов, совершенствование их функций и, как следствие, усложнение всей социальной струк- 93 туры, что отвечает объективным потребностям общества . В исследуемом аспекте интересны два тезиса, сформулированные Э. Дюркгеймом. Во-первых, он разграничил функции и причины и определил функции как отношения между элементами, а не как свойства элементов. Во-вторых, он подчеркнул, что цели людей изменчивы и, следовательно, они не могут быть предметом научного изучения; наука должна исследовать объективные функции[6]. Социальная ценность и объективный характер функций государства проявляется в присущем им свойстве выступать в качестве основы управляющего воздействия на общество. Первый тезис Э. Дюркгейма о примате отношений между элементами социальной системы перед их свойствами созвучен нашему представлению об объекте , г должностных преступлений. Пониманию его сущности в большей мере будет способствовать обращение не собственно к механизму государства, его интересам и структуре, а к осуществляемому им воздействию на различные сферы жизни людей. Задача состоит в выявлении участников такого взаимодействия, его форм и методов, а также обусловленности деятельности государства конкретноисторическими условиями. Методологическое значение имеет система сложившихся знаний о предмете как системы концептуальных идей, которые задают идеальную конструкцию предмета[7]. Полагаем, что идеальной следует признавать такую систему уголовно-правовой охраны публичных отношений, которая соответствует функциональной характеристике государства на конкретном этапе его развития. Государство осуществляет широкое разнообразие функций, служащих для решения всяческих проблем[8]. Большой энциклопедический словарь разъясняет: «функция (от лат. functio - исполнение, осуществление) 1) деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений (напр., функция органов чувств, функция денег)...2) функция в социологии - роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (напр., функция государства, семьи и т. д. в обществе)...»[9]. Философский энциклопедический словарь уточняёт понятие «функции в социологии», характеризуя ее как роль, которую определенный социальный институт «выполняет относительно потребностей общественной системы более высокого уровня организации или интересов составляющих ее классов, социальных 98 ' групп и индивидов» . Приведенные определения свидетельствуют об отражении в социологическом представлении о функции связи между деятельностью социального института, его предназначением и интересами общества или отдельных его представителей. Функциональная характеристика государства - одна из самых емких по содержанию. Любой аспект теории и практики управленческих отношений, реализации власти связан с вопросом о функциях государства. Через функции и при помощи функций в многогранной деятельности государства конкретизируется и реализуется его сущность: «Существенным признаком функций является их связь с деятельностью государства»[10]. Уголовно-правовой интерес состоит в обеспечении нормальных отношений между людьми и деятельной’ заботы государства в лице его представителей о гражданах, т.е. эффективной реализации государством своих функций. Методологическая роль присуща лишь тем понятиям правовой науки, которые отражают классово-политическую суть правовых явлений и указывают путь к достижению новых результатов. Общие описательные понятия ти- па «норма права», «правоспособность», «дееспособность» и др., «схватывающие внешние признаки, свойства в исторически преходящих по своему внутреннему социально-политическому смыслу правовых явлениях... в методологическом от- 100 т ношении недостаточны» . В отличие от перечисленных категории в содержании функций государства раскрываются основные направления внутренней и внешней деятельности, в которых выражается и конкретизируется его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение[11]. В советской правовой науке проблема функций государства стала особым предметом исследований после выступления И. В. Сталина на XVIII съезде партии, где данный вопрос он признал одним из главных в теории государства. В выступлении с точки зрения классового подхода были сформулированы основные функции буржуазного и социалистического государств. И. В. Сталин определил, что функции характеризуют деятельность государства сообразно тем задачам, ко- 102 торые стоят перед ним на различных этапах его развития . В последующие годы понятие функций государства особенно широко использовалось для определения деятельности социалистического государства, его роли как главного орудия построения социализма и коммунизма, организации народного хозяйства, коммунистического воспитания. ч ? Последовательность возникновения функций определяется очередностью задач, которые встают перед государством. М. И. Байтин писал: «функции социалистического государства - это направления (и стороны) его деятельности, в которых выражаются и конкретизируются его классовая сущность, служебная роль, задачи и цели, закономерности развития по пути к социализму и коммунизму»[12]. Не таким плакатным выглядит определение Н. В. Черноголовкина, который под функциями социалистического государства предлагает понимать «...выражающие классовую сущность основные направления (и стороны) в его деятельности по решению исторических задач, стоящих перед государством на главных этапах его развития»[13]. В определениях М. И. Байтина и Н. В. Черноголовкина подчеркивается предрасположенность функций государства к развитию, которое обусловлено необходимостью решения не только уже стоящих, но й возникающих новых задач. Кроме того, государство может использовать инновационные подходы для решения так называемых вечных, но обостряющихся, проблем. Соответствующие новым подходам изменения в функционировании механизма государства должны учитываться при выборе средств его уголовно-правовой охраны. Определение функций государства как направлений его деятельности некоторые авторы считали неудачным, так как оно не решало вопроса о соотношении функций с этой деятельностью. Например, А. И. Денисов подчеркивал связь функций государства с его деятельностью, называя их сторонами этой деятельности[14]. JI. И. Каск также предлагал понимать функции государства как стороны в содержании его деятельности, но, напротив, желал при этом преодолеть отождествление функций государства с его деятельностью[15]. Между тем очевидно, что функциональная характеристика государства теснейшим образом связана с его деятельностью. Л. И. Загайнов включал в понятие функций государства оба указанных момента, определяя их и как направления, и как стороны (виды) его деятельности[16]. Действительно, направления без деятельности лишены социальной основы, а целенаправленная деятельность по определению должна быть строго сориентирована на вполне конкретные сферы. Между функциями и деятельностью существует генетическая связь. Функция предопределяет деятельность, в свою очередь, деятельность олицетворяет функцию. В этом смысле функция предшествует собственно деятельности. Действительно, прежде чем работать, надо знать, в каком направлении прилагать усилия. Функция дает представление о том, что является содержанием деятельности. Деятельностью является то, что наступило, проявилось, существует реально. Деятельность - это осуществляемая возможность. В отличие от нее, функция представляет реальную предпосылку деятельности. Но она не выступает только как средство одной причинности, функция выражает закономерности различных детерминированных, атрибутивных характеристик деятельности[17]. Уголовноправовой интерес заключается в осмыслении и учете неразрывной связи между функциями государства и деятельностью по их осуществлению. Эффективная охрана публичных отношений невозможна без учета развития форм, методов и субъектов государственного воздействия на различные сферы жизни общества. Козаченко И. Я. Закон идеологии и идеология уголовного закона // Российский юридический журнал. 2008. № 4. С. 25. [2] v Теория государства и права: учебник/ А. С. Пиголкин, А. Н. Головастикова, Ю. А. Дмитриев ; под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. М., 2009. С. 152. Жалинский А. Э. Уголовное право в ожидании перемен : теоретико-инструментальный анализ. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 85. Советский энциклопедический словарь. М., 1990. С. 1453. [5] ' Марков Ю. Г. Функциональный подход и его методологическое значение в теории и практике управления большими системами : автореф. дис. ... д-ра философ, наук. Новосибирск, 1984. С. 4. Цит. по : Михаэле Р. Функциональный метод сравнительного правоведения // Вестник гражданского права 2010. № 1. С. 261. Философия социальных и гуманитарных наук : учебное пособие для вузов / под ред. С. А. Лебедева. М., 2006. С. 263-264. [8] Фукуяма Ф. Сильное государство : Управление и мировой порядок в XXI веке. С. 12. [9] Большой энциклопедический словарь. URL: http://www.vseslova.ru/ index. php?dictionary=bes&word=funkciyal. Черноголовкин Н. В. Теория функций социалистического государства. С. 6. [11] Юридическая энциклопедия / под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 2005. С. 916. [12] Байтин М. И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979. С. 190-191. [13] Черноголовкин Н В. Теория функций социалистического государства. С. 7. [14] Денисов И. А. Советское государство. Возникновение развитие, сущность и функции. М., 1967. С. 132. [15] Каск Л. И. Функция структура государства. Ленинград, 1969. С. 9. Загайнов Л. И. Экономические функции Советского государства. М., 1968. С. 14. Магомедов А. М. Философские проблемы учения о функциях. Ростов н/Д, 1984. С. 54— 56.
Вся работа доступна по ссылке |
|