Быстрый переход к готовым работам
|
Модификация содержания государственных функций как основание модернизации уголовного законаУсловиями существования реальности являются движение и взаимосвязи. Без движения и взаимосвязей не может существовать и реальность общественно- политическая. Государство в своем развитии подчиняется как объективным законам, предопределяемым логикой общественного развития, так и концентрированной воле организованных групп людей. На всех этапах развития общества актуальными являются вопросы о том, каким должно быть государство, его функции, кем и как они должны осуществляться. «В современном мире, - отмечает С. Е. Нарышкин, - заметны тенденции нового понимания роли государства, его функций, взаимоотношений общества и государства, его органов»[1]. Для национальных государственно-правовых систем характерно прежде всего повышение роли государства в регулировании и защите общественных интересов. Речь идет об отмеченной исследователями тенденции социализации' государства, дальнейшем ее расширении[2]. Развитие государства и осуществляемых им функций порождает противоречие между новыми сферами, формами, методами государственного воздействия и средствами его уголовно-правовой охраны. Уголовный закон должен соответствовать складывающимся общественным отношениям. «Изменить уголовное законодательство методом проб и ошибок, - пишет Л. М. Прозументов, - опираясь исключительно на «здравый смысл», т.е. на обыденное сознание, практически не
возможно. Не следует игнорировать наличие диалектической связи права и реальной жизни, где последняя является основным источником права»[3]. Такой подход следует распространять как на УК РФ в целом, так и на отдельные его институты. Например, при формировании системы норм о преступлениях против личности кроме измерения степени общественной опасности и распространенности подвергаемых криминализации деяний нужно принимать во внимание достижения государства в признании и законодательном закреплении различных прав человека. В большей степени подвержены изменениям экономические отношения. На сущность и содержание экономической функции государства оказывают влияние государственный (экономический) режим, представляющий собой характеристику экономики государства с точки зрения методов и форм функционирования и взаимодействия элементов экономической системы, а также способов и пределов государственно-правового регулирования экономических процессов[4]. Экономика может быть распределительной или рыночной. Но и в том и в другом случае экономическая функция состоит в обеспечении баланса интересов общества, производителей и субъектов предпринимательской деятельности, противостоянии внутренним и внешним угрозам экономической безопасности государства. Усложнение режимов реализации права собственности, «формирование новой макроэкономической среды под влиянием информационных технологий»[5] сопровождается активной криминализацией экономической сферы. Развитие государства сопровождается изменением его функций, одни из них теряют свое значение, другие расширяются и видоизменяются, появляются новые. В последних проявляются наиболее характерные черты трансформации государственного управления обществом. Функции государства изменяются под воздействием внутренних и внешних политических процессов. Содержание функций, их нормативное и организационное наполнение детерминируется характером противостоящих обществу угроз. Так, проблемы в реализации государственной функции противодействия преступности Ю. В. Деришев связывает с низким уровнем целедостижения существующей правоохранительной системы, в том числе органов, осуществляющих досудебное производство по уголовным делам, реальные возможности которых не адекватны масштабам современной криминальной угрозы именно по причине серьезных недостатков их функционально-правового построения, а также с недостаточно продуманной либерализацией и несовершенст- 128 вом действующего законодательства . Верное определение стратегии и тактики государственного воздействия на различные сферы общественных отношений, выбор адекватных созидательным задачам форм и методов деятельности публичных институтов сами по себе не могут гарантировать справедливости и всеобщего благоденствия. Осуществление функций государства остро нуждается в уголовно-правовой охране, соответствующей конкретным историческим условиям. При изменении уголовного законодательства следует исходить из складывающихся в обществе социальных отношений, экономической и политической обстановки[6]. Разнообразие сфер, на которые оказывает свое управляющее воздействие государство, подразумевает особое внимание к социально-экономическим условиям при установлении ответственности за должностные преступления. Так, ярким примером обусловленности соответствующих норм проводимой в России в начале 20-х гг. прошлого века политикой «военного коммунизма» могут служить ст.ст. 127 и 128 УК РСФСР 1922 г. Первая содержала запрет на бесхозяйственное использование заведующим учреждением или управляющим государственным предприятием рабочей силы, предоставленной в порядке трудовой повинности. Вторая предусматривала ответственность за бесхозяйственное ведение руководителями государственных предприятий порученного дела, в результате чего не был выполнен производственный план. Вполне соответствующим «военному коммунизму» следует признать запрет на выдачу заведующим учреждением или предприятием продуктов и предметов широкого потребления не по назначению (ст. 131 УК РФ 1922 г.). Исполнительскую дисциплину обеспечивала ст. 118 УК РСФСР 1922 г. Объективная сторона данного преступления состояла в непредоставлении должностными лицами в срок по требованию центральных властей необходимых сведений, справок, отчетов и т.п. Перечисленные нормы охраняли осуществление экономической функции государства административно- командными и распределительными методами. В условиях завершения гражданской войны и иностранной интервенции приоритетное значение придавалось военной функции государства. Требуемая реализация данной функции армейскими должностными лицами обеспечивалась уголовно-правовыми средствами. Статья 209 УК РСФСР 1922 г. предусматривала ответственность за превышение военным начальником пределов своей власти или бездействие, повлекшие дезорганизацию вверенных ему вооруженных сил, военный бунт, гибель этих сил и средств. Ответственность наступала и за самовольное отступление военного начальника от данной ему диспозиции или иного распоряжения, отданного для боя, сдачу им неприятелю вверенных отрядов (ст. 210 УК РСФСР 1922 г.). Во второй половине 20-х гг. в условиях мирного времени изменялась тональность правонарушений, совершаемых армейскими должностными лицами. В УК РСФСР 1926 г. появилась ст. 193.19, которая предусматривала наказание за противозаконное использование начальником подчиненного для обслуживания своих личных потребностей или своего семейства. Под должностными лицами в уголовном законодательстве тех лет предлагалось понимать лиц, занимающих должности в государственных (советских) учреждениях, предприятиях, а равно в организациях, на которые возложены законом обязанности, права и полномочия в осуществлении хозяйственных, административных, профессиональных или других общегосударственных задач. А учитывая, что под осуществлением функций государства понимается деятельность по реше- нию стоящих перед ним исторических задач[7], должностными лицами признавались те, чья деятельность направлена на реализацию функций государства. Одним из важных периодов в новейшей истории России явился переход от «военного коммунизма» к новой экономической политике. Государству после гражданской войны для обеспечения населения продуктами питания и товарами пришлось восстанавливать основы предпринимательства и товарно-денежных отношений. Заметим, именно в этот переломный период значительно увеличилось число должностных преступлений. «Взяточничество охватило, как будто тисками, все наши хозяйственные учреждения, - писал один из руководящих работников советской юстиции И. Славин. - Словно дьяволы, взяточники снуют везде и всюду, внося разложение и смрад гниения»[8]. Действительно, присутствие элементов капиталистической экономики обусловило необходимость использования государством при осуществлении экономической функции договорного метода. Руководители государственных организаций вступали с предпринимателями в договорные отношения, которые обоснованно выступили в качестве объекта уголовно-правовой охраны. Примечательно, что и сегодня ряд специалистов связывают рост количества коррупционных преступлений с развитием рыночной экономики. А. Савенков убежден: «Борьбу с коррупцией надо разворачивать в сторону взяткодателей - в сфере экономики и бизнеса. Хотим мы признавать или нет, но коррупция стала основным двигателем бизнеса в стране. Это связано не только с тем, что наш чиновник - алчный, корыстный и жадный. Мзда и взятка стали основным средством получения конкурентного преимущества, и нужно четко поставить заслон для взяткодателя» ь2. Лица, стоящие во главе государственных или общественных учреждений и предприятий, реализующие в своей деятельности перечисленные функции, могли нести ответственность за бесхозяйственность, основанную на небрежном или недобросовестном отношении к порученному делу (ст. 128 УК РСФСР 1926 г.), расхищение государственного или общественного имущества, в частности, путем заключения невыгодных сделок, совершенное по соглашению с контрагентами этих учреждений или предприятий (ст. 129 УК РСФСР 1926 г.) и др. Заметим, что в соответствии со ст. 110 УК РСФСР 1922 г. должностное преступление состояло в заключении явно невыгодных для государства договоров или сделок, расточении государственного достояния в ущерб интересам трудящихся. Сделанный законодателем акцент на «интересах трудящихся» объясняется осуществляемой государством в те годы функцией подавления эксплуататорского меньшинства в инте- ресах эксплуатируемого большинства. Необходимо обратить внимание на подходы законодателя тех лет к уголовноправовой защите реализации организационно-хозяйственной функции и функции охраны социалистической собственности от воров и расхитителей. Данная деятельность осуществлялась в переходный к социализму перйод и сочеталась с реализацией функции подавления сопротивления эксплуататорских классов. Видимо, поэтому в уголовном законодательстве большое значение придавалось контролю над предпринимателями, которые вступают в экономические отношения с государством. Статья 129 УК РСФСР 1922 г. предусматривала ответственность за «расточение арендатором предоставленного ему по договору государственного достояния в виде средств производства». Предприниматели несли ответственность за неисполнение обязательств по договору, заключенному с государственным предприятием или учреждением, если доказан злонамеренный характер неисполнения договора или иные заведомо недобросовестные по отношению к государству действия (ст. 130 УК РСФСР 1922 г.). Нормы, предусматривающие ответственность за неисполнение договорных обязанностей перед государством и расхищение государственного имущества путем заключения заведомо невыгодных сделок, были и в УК РСФСР 1926 г. Примечательно, что ст. 132 УК РСФСР 1926 г. существенно повышала ответственность за совершение описанных выше деяний «...в боевой обстановке или связанных с поставками предметов снабжения Красной армии и флота и могущих отразиться на их боеспособности». Наказание за совершение такого преступление при отягчающих обстоятельствах предусматривалось «вплоть до расстрела». Пример характеризует отраженную в уголовном законе тесную связь экономической функции государства с военной. Административная реформа в России : научно-практическое пособие / Е. К. Волчин- ская, Н. А. Игнатюк, Н. М. Казанцев [и др.] ; под ред. С. Е. Нарышкина, Т. Я. Хабриевой. М., 2006. С. 4. [2] УмноваА. И. Тенденции конституционного развития и функции современного государства // Современное государство : Политико-правовые и экономически исследования : сб. науч. тр. РАН ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. М., 2010. С. 193. Прозументов Л М. Обусловленность криминализации и декриминализации деяний // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия : Право. 2012. Т. 8. Вып. 2. С. 138. [4] Кудрявцев Ю А Экономическая функция государства в условиях директивноплановых, рыночных и переходных государственных (экономических) режимов // Вестник СПб.ского университета МВД России. 2011. № 4. С. 127. [5] ~ Стрелец И А Модификация экономической политики государства в условиях новой экономики // Бизнес, менеджмент и право. 2005. № 3. С. 30. Прозументов Л. М Криминологические условия криминализации и декриминализации деяний // Вестник Томского государственного университета. Серия : Право. 2012. № 4. С. 56. [7] Черноголовкин Н. В Теория функций социалистического государства. С. 7. Славин И. Война со взяточничеством// Еженедельник сов. юстиции. 1922. № 36. С. 1. (Цит. по : Волженкин Б. В. Служебные преступления. М., 2000. С. 34).
Вся работа доступна по ссылке |
|