Быстрый переход к готовым работам
|
Влияние форм и методов реализации государственных функций на содержание уголовно-правовых запретовГосударство осуществляет свои функции в особых формах и специфическими методами. Изучение этих форм и методов позволяет составить правильное представление о механизме общественно опасных посягательств, совершаемых должностными лицами при выполнении государственных функций, определить основные направления совершенствования признаков составов должностных преступлений и их квалификации. Формы характеризуют внешнее материальное выражение деятельности государства и ее оформление. М. И. Байтин под формами реализации функций социалистического государства предлагал понимать: во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства, специфику видов государственной деятельности, в отличие от деятельности негосударственных организаций; во- вторых, однородную по своим внешним признакам деятельность всех, многих или нескольких органов социалистического государства, посредством которых осуществляются его функции[1]. Функция (в ее социальном понимании), указывает В. Н. Жимиров, определенным образом связана с осуществлением деятельности (с функционированием). В противном случае происходит отождествление функции с целевыми установками, задачами. Определенные виды государственной деятельности (правотворческая, административная, правоохранительная и пр.) выступают конкретными деятельностными формами реализации соответствующих государственных функций[2]. В литературе различают правовые и организационные (неправовые) формы реализации функций государства. Правовые формы своим содержанием охватывают весь механизм правового регулирования государства. К организационным относят техническую, профессиональную, чисто фактическую и иные виды деятельности, которые сами по себе правоотношений не изменяют, но часто создают предпосылки для принятия управленческих решений. Среди правовых форм выполнения функций государства обычно называют законодательную (правотворческую), управленческую (исполнительную), судебную (правоохранительную) и контрольно-надзорную деятельность. Правовые формы связаны с изданием юридических актов; организационные чаще реализуются в пределах уже изданных актов и представляют собой фактические действия, способствующие осуществлению принятых норм. К организационным формам JI. А. Морозова относит создание конкретных государственных органов, их структурных подразделений, материальное обеспечение их работы, подбор кадров - специалистов, технического обслуживающего персонала, делопроизводство, статистику и др.[3] Ученые, исследующие проблемы функционирования государства, не без оснований полагают, что организационная, фактическая деятельность, если она связана с осуществлением властных полномочий, не может не принимать юридических форм. При этом чисто организационная деятельность в действительности является содержанием правовой и не является самостоятельной формой осуществления функций государства[4]. Деятельность должностных лиц, направленная на осуществление государственных функций, должна осуществляться в правовых формах. Однако не любые действия государственных служащих и т.д., пишет А. В. Бриллиантов, имеют юридическое значение и влекут за собой правовые последствия. В этой связи возникает необходимость разграничения юридически значимых и юридически незначимых действий[5]. Юридически значимой является деятельность должностных лиц, направленная на реализацию государственных функций, представляющая собой принятие решений, которые влекут юридические последствия для других, изменяют правоотношения. При этом предпосылки для управленческих решений могут создаваться в ходе оперативно-технической и профессиональной деятельности, которая не предполагает принятия управленческих решений, а представляет собой, как правило, физические действия должностного лица. Например, надлежаще оформленное решение следователя о задержании подозреваемого - это принятие решения, которое изменяет процессуальный статус лица, при реализации функции уголовного преследования, а допрос подозреваемого или обвиняемого - процессуальные действия. В деятельности должностных лиц действия, влекущие юридические последствия, и связанное с ними соблюдение необходимых процедур, техническое, чисто фактическое поведение тесно взаимосвязаны. Различие между осуществлением государственных функций, которое изменяет правоотношения, и другими, связанными с ним действиями должностных лиц имеет важное значение для правильного решения общих вопросов уголовноправовой охраны деятельности государства. Оно позволяет' увидеть отличия между общими нормами, предусматривающими ответственность за должностные преступления. Реализацию государственных функций связанную с принятием властных, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных решений управленческих решений нужно охранять от злоупотребления должностным лицом своими полномочиями (ст. 285 УК РФ). В случае, когда общественно опасное поведение должностного лица выражается в действиях, на которые оно уполномочено не было, мы констатируем превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). Превышение всегда толькр связано с выполняемыми должностным лицом полномочиями, но совершается в ходе технической деятельности, якобы направленной на их осуществление. Посягательство, предусмотренное ст. 286 УК РФ, и выражающееся в совершении действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица или коллегиального органа, также становится возможным и значительно облегчается благодаря наличию у виновного должностных полномочий и вытекающего из них положения. Ряд преступлений, которые представляют собой частные виды злоупотребления должностными полномочиями и предусмотрены в специальных нормах, также совершаются субъектами в форме, которая влечет юридические последствия для других. В качестве примеров можно привести нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 2851 УК РФ), незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 301 УК РФ), вынесение заведомо неправосудных приговора, судебного решения или иного судебного аікта (ст. 305 УК РФ). В перечисленных случаях принимаемые виновными незаконные административно- хозяйственные и властные решения создают юридические последствия, общественно опасным образом изменяют правоотношения в сфере бюджетных отношений и судопроизводства. Обстановку преступлений, предусмотренных ст. 286 УК РФ, характеризует организационная, техническая деятельность по выполнению функций государства. Об этом ярко свидетельствуют специальные виды превышения должностных полномочий: нарушение неприкосновенности жилища лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 139 УК РФ); воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации или участию в них должностным лицом с применением насилия или с угрозой его применения (ст. 149 УК РФ); принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ). Совершая перечисленные преступления, виновные управленческих решений не принимают. Объективная сторона данных посягательств развивается в ходе деятельности, направленной на осуществление функций государства или связана с ней. Часто должностные лица, превышающие должностные полномочия, считают, что действуют в интересах общества и государства. Принятие решений, обязательных для исполнения, имеющих юридическое значение, а также обеспечивающие их аналитическая, организационная, техническая формы реализации функций связаны между собой и образуют содержание государственной деятельности. Между тем процесс реализации права ни в малейшей степени не раскрывается и не объясняется примитивной схемой «норма права - юридический факт (или также правоприменительный акт) - правоотношение»[6]. Реальное правовое регулирование, - отмечает Е. Е. Тонков, - на самом деле обладает более сложным содержанием, чем простое применение правовых норм. Юридические формы государственной деятельности характеризуются тем, что через них обеспечивается осуществление функций государства. Далее Е. Е. Тонков аргументированно утверждает, что государство не справляется с возложенными на него функциями в правоохранительной сфере, и констатирует «неэффективность современной государственной стратегии противодействия коррупции»[7]. Соглашаясь с ученым, следует обратить внимание на актуализацию разработки новых уголовно-правовых средств охраны общественных отношений, развивающихся по поводу осуществления названных функций государства. Функции государства реализуются в ходе конкретной деятельности должностных лиц по осуществлению возложенных на них полномочий и выполнению обязанностей. Социальная практика свидетельствует о том, что данные субъекты часто злоупотребляют своими полномочиями, превышают их, относятся к ним халатно, а обязанности не исполняют. Обращают на себя внимание распространенные случаи уклонения от использования полномочий. Исследование потенциала уголовного закона в пресечении общественно опасного поведения должностных лиц, анализ форм выполнения функций государства и средств их уголовноправовой охраны позволили переосмыслить доктрину, в соответствии с которой существуют три общие нормы, предусматривающие ответственность за должностные преступления (ст.ст. 285, 286, 293 УК РФ), а все остальные посягательства должностных лиц являются специальными видами злоупотребления, превышения или халатности. Уголовный закон содержит еще две самостоятельные группы норм о должностных преступлениях. Это преступления, предусматривающие ответственность за невыполнение обязанностей (ст.ст. 140, 2861, 287, 332, 345 УК РФ), и посягательства, представляющие собой несоблюдение должностными лицами запретов, обусловленных их статусом (ст.ст. 289, 290 УК РФ). Преступления четвертой группы представляют собой служебное бездействие в условиях осуществления функций, которое не связано с принятием управленческих решений. К должностным преступлениям, способом совершения которых выступает невыполнение обязанностей, можно отнести, например, отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК РФ), неисполнение сотрудником органов внутренних дел приказа (ст. 2861 УК РФ), отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287 УК РФ). На осуществление военной функции посягает неисполнение приказа, совершенное военнослужащим (ст. 332 УК РФ), оставление погибающего военного корабля командиром, не исполнившим до конца свои служебные обязанности (ст. 345 УК РФ). От злоупотребления должностными полномочиями, способом которого выступает бездействие, перечисленные преступления отличаются тем, что они не являются отказом от управленческого решения, которое создает либо, напротив, вопреки закону, не порождает юридические последствия. Отличительной чертой таких преступлений, как незаконное участие в предпринимательской деятельности и получение взятки, является то, что способом их совершения не является принятие управленческого решения, которое влечет юридические последствия для других. Исполнители преступлений, предусмотренных ст.ст. 289 и 290 УК РФ, не совершают действий, явно для потерпевших выходящих за пределы должностных полномочий. Взяткодатель и посредник во взяточничестве, а также осведомленные об оказываемых должностным лицом льготах и преимуществах соучредители организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, являются фактическими соучастниками коррупционных преступлений (подробнее в § 1 главы 4). Связь между преступлениями, предусмотренными ст.ст. 289 и 290 УК РФ, и функциями, которые осуществляют совершающие их должностные лица, выражается в особом статусе субъекта и в обусловленных этим статусом запретах, установленных антикоррупционным законодательством, получать незаконное вознаграждение и заниматься предпринимательской деятельностью. Таким образом, незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ) и получение взятки (ст. 290 УК РФ) не являются специальными видами злоупотребления и превышения должностных полномочий. Субъекты этих посягательств нарушают вытекающие из антикоррупционного законодательства запреты на занятие предпринимательской деятельностью и на получение вознаграждения в связи с исполнением должностных обязанностей при наличии криминообразующих признаков. Применительно к преступлению, предусмотренному ст. 289 УК РФ, обстоятельствами, превращающими дисциплинарный проступок в преступление, выступают предоставление должностным лицом своей организации льгот и преимуществ или покровительство в другой форме. В случае взяточничества субъект получает материальное вознаграждение не только в связи с выполнением своих обязанностей, но и за служебное поведение в пользу взяткодателя. В качестве оснований криминализации незаконного участия в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ) и получения взятки (ст. 290 УК РФ) выступили статус субъекта и особые условия посягательства, которые можно охарактеризовать как потенциальную или реализованную угрозу заявленному объекту (например, реализованной следует признать угрозу, если взятка получена за злоупотребление должностными полномочиями). [1] Байтин М. И. Сущность и основные функции социалистического государства. С. 226. [2] Жгширов В. Н. Юридический функционализм: теоретико-методологический анализ: автореф. дис. ... д-раюрид. наук. С. 36. [3] Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник. С. 137.. [4] 1 Туманов С. Н. Формы, методы и способы осуществления внешних функций Российского государства: проблема понятия и соотношения // Конституционное и муниципальное право.
[5] Бриллиантов А. В. Юридически значимые действия и юридические последствия как признак должностного лица // Рос. следователь. 2010. № 9. С. 8. [6] Пугинский Б. И. Понимание права с позиций современной цивилистики // Правоведение. 2007. № 6. С. 8. Тонкое Е. Е. Трансформация юридических форм осуществления государственных функций в условиях кризисной ситуации // История государства и права. 2009. № 11. С. 23.
Вся работа доступна по ссылке |
|