Быстрый переход к готовым работам
|
Субъект преступлений, совершаемых при осуществлении государственных функцийУчастниками общественных отношений, развивающихся в связи с осуществлением функций государства, являются не только должностные лица, но и руководители коммерческих организаций, граждане. Как было показано выше, перечисленных лиц можно рассматривать в качестве потенциальных субъектов посягательств на исследуемый объект. Это объясняется тем, что осуществление государственных функций представляет собой социальное взаимодействие, в которое кроме должностных лиц вольно или невольно оказываются вовлеченными иные участники. Заметим, что в соответствии и с действующим уголовным законом не все субъекты преступлений, предусмотренных в главе 30 УК РФ, одинаковы. Например, в таких посягательствах, как дача взятки (ст. 291 УК РФ) и посредничество во взяточничестве (ст. 29Iі УК РФ), субъект общий. Очевидно, что основную опасность для общественных отношений, возникающих по поводу воздействия государства на все сферы жизни общества, представляет коррупция. Подверженные такому посягательству публичные отношения приобретают свойство коррупционных. Их участниками в законодательном определении коррупции[1] названы не только лица, наделенные различными полномочиями в государственных и негосударственных организациях, но и обычные граждане. Методологическое значение уголовно-правовой охраны осуществления функций государства, в числе прочего, заключается в создании предпосылок для переноса вектора предупреждения с посягательств отдельных должностных лиц на коррупционные отношения и для расширения представления о возможных субъектах. Последних можно разделить на две группы. Первые в силу возложенных на них полномочий представляют интересы государства, вторые являются носителями частного интереса. «Выполнение функций государства, - пишет о первых JL А. Морозова, - возлагается на государственные органы, их должностных лиц, государственные учреждения и организации. Они главные субъекты реализации функций государства. Однако в осуществлении этих функций (далее названы вторые. - В. Б.) участвуют и негосударственные объединения и организации...»[2]. Учитывая, что речь идет об основных направлениях управленческой деятельности именно государства, без участия первых (назовем их по традиции должностными лицами) посягательство на функции государства невозможно. «Основание государственного управления составляют должности»[3]. «Вне должностей государственной службы, - пишет А. Ф. Ноздрачев, - государственная власть реально не существует»[4]. Понятие должностного лица как специального субъекта преступлений является одним из наиболее дискутируемых в науке, а установление его признаков в следственно-судебной практике часто вызывает сложности. Содержанием предоставленных должностному лицу полномочий, возможностями, связанными с их соответствующим положением, предопределяется механизм причинения вреда функционированию государства, конкретное выражение ущерба личности, обществу. «С каждою должностью, - писал Б. Н. Чичерин, - соединяются известные права и обязанности, истекающие из самой ее цели и занимаемого ею места в государственном устройстве. Целью определяется как то, что должность призвана совершать, то есть сопряженные с нею обязанности, так и то, что она может требовать от граждан, то есть принадлежащие ей права»[5]. Законодатель в примечании к ст. 285 УК РФ определяет признаки должностных лиц не через должности, занимаемые ими в структуре государства, а через выполняемые функции. Это лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационнораспорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Существенными являются три момента: обоснованность исполнения полномочий; осуществление субъектом хотя бы одной из трех функций и место, где должностное лицо осуществляет власть непосредственно или служит. Основным признаком должностных лиц выступает осуществление ими властных, организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий. Ведущую роль в осуществлении государственных функций играют представители власти. При этом трудно согласиться с упреками в адрес законодателя по поводу того, что он «...без достаточных аргументов игнорирует возможность осуществления функций представителя власти в коммерческих...» органи- 166 зациях . В начале XX в. отечественный государствовед Н. М'. Коркунов писал, что только наделенный полномочиями власти получает легкую возможность, пользуясь ими, совершать такие правонарушения, которые не могут быть совершены частными лицами, например, лихоимство, неправосудне и др.[6] В примечании к ст. 318 УК РФ дается легальное определение представителя власти. Им признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Распорядительные полномочия предполагают право принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями, не- і f зависимо от их ведомственной подчиненности. «Таким образом, деятельность представителей власти, - пишет Б. В. Волженкин, - строится на взаимоотношениях с лицами, не находящимися в его служебном подчинении. Многие представители власти вообще не имеют подчиненных им по службе лиц (а если и имеют, то их статус как представителей власти определяется не наличием распорядительных полномочий в отношении подчиненных), но обладают властными полномочиями по отношению к широкому, не определенному заранее кругу граждан»[7]. О наличии у должностного лица властных полномочий свидетельствует нормативно предоставленное ему право применять государственное принуждение, принимать решения, имеющие юридическое значение для других. Вообще способность изменять правоотношения, своим служебным поведением создавать юридические последствия для физических и юридических лиц является существенным признаком должностных лиц. Иной точки зрения придерживается А. В. Шнитенков. «Реализация подобного предложения, - поясняет ученый, - приведет к тому, что под такую законодательную дефиницию можно будет подвести действия любого человека, в том числе и служащего. Фактически большинство действий любого человека, в том числе и служащего, имеет юридическое значение»[8]. Действительно, у гражданина, взявшего кредит, появляются имущественные обязанности перед банком, при совершении лицом преступления возникают основания для привлечения его к уголовной ответственности, а служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть наказан. Но во всех перечисленных случаях субъекты создают последствия для себя. Должностные лица уполномочены изменять правовые отношения, принимать решения, имеющие юридическое значение для других, распоряжаться государственным или муниципальным имуществом. Данное обстоятельство представляется существенным при отграничении их от государственных и муниципальных служащих, не являющихся должностными лицами, и других граждан. «Действия лица являются юридически значимыми, - поясняет А. Лукашов, - когда они, независимо от действий иных субъектов права, влекут возникновение, изменение или прекращение правоотношений между другими субъектами права. В отношениях между такими субъектами права, возникшими (изменившимися, прекратившимися) на основании юридически значимого действия, лицо, совершившее указанное действие, участия не принимает»[9]. Право совершать по службе юридически значимые действия рассматривается в качестве существенного признака должностного лица такими известными ис
следователями, как А. Б. Сахаров и Б. В. Волженкин . Руководители коммерческих и иных организаций, указанные в п. 1 примечания к ст. 201 УК РФ, также могут принимать решения, имеющие значение для граждан, например в сфере трудовых отношений. Они могут распоряжаться имуществом. Но, в отличие от руководителей коммерческих организаций, представители власти непосредственно изменяют публичные правоотношения, которые складываются между личностью, субъектами предпринимательской деятельности, общественными организациями, с одной стороны, и государством - с другой.
Сложной по содержанию, а поэтому требующей комментария является ситуация, когда виновный осуществляет функции, присущие должностным лицам по специальному полномочию. В соответствии с п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий» по специальному полномочию лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой172. Между тем в теории и судебной практике остается дискуссионным вопрос о признании или непризнании субъектами должностных преступлений дружинников, внештатных сотрудников органов внутренних дел и представителей иных общественных формирований. Так, Президиум Верховного Суда Российской Федерации признал ошибочным решение о привлечении к уголовной ответственности за получение взяток внештатного сотрудника милиции М., отметив, что последний не обладал процессуальными и административными полномо Полемизируя с высшей судебной инстанцией, А. В. Шнитенков ссылается на приказы и инструкции МВД, допускающие несение внештатными сотрудниками милиции дежурства по охране общественного порядка. Он относит их к представителям власти[11]. Само по себе патрулирование и пресечение противоправного поведения не является проявлением властных полномочий. Подобной деятельностью по собственной инициативе могут заниматься все без исключения граждане. В качестве правовой основы здесь выступает такой институт уголовного права, как обстоятельства, исключающие преступность деяния. [1] О противодействии коррупции : федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЭ // Рос. газета. 2008. 30 дек; 2013. 30 дек. [2] Морозова Л А Теория государства и права : учебник. С. 114. [3] Чичерин Б. Н. Курс государственной науки : в 2 ч. М., 1894. Ч. I. С. 354. [4] Ноздрачев А. Ф. Преобразования в системе государственной службы в контексте административной реформы // Законодательство и экономика. 2005. № 12. С. 8. [5] Чичерин Б. Н. Курс государственной науки : Ч. I. С. 66. [6] Коркунов Н. М. Русское государственное право. Т. 2. : часть Особенная. СПб., 1909. С. 699. [7] Волженкин Б. В. Служебные преступления : Комментарий законодательства и судебной практики. СПб., 2005. С. 76. [8] Шнитенков А В Понятие должностного лица в уголовном праве. Оренбург, 2004. С. 48. [9] Лукашов А Понятие должностного лица в уголовном праве : проблема применения судами и пути ее решения // Бюллетень нормативно-правовой информации Республики Беларусь. 2001. № 44 (Цит. по : Шнитенков А. В. Указ. соч. С. 50). [10] Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 21 февраля 2001 г. №47п01 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001. № 12. С. 10. [11] Шнитенков А. Внештатный сотрудник милиции должностное лицо // Уголовное право. 2003. №3. С. 75.
Вся работа доступна по ссылке |
|