У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Субъект преступлений, совершаемых при осуществлении государственных функций

Участниками общественных отношений, развивающихся в связи с осуществ­лением функций государства, являются не только должностные лица, но и руко­водители коммерческих организаций, граждане. Как было показано выше, пере­численных лиц можно рассматривать в качестве потенциальных субъектов посягательств на исследуемый объект. Это объясняется тем, что осуществление государственных функций представляет собой социальное взаимодействие, в ко­торое кроме должностных лиц вольно или невольно оказываются вовлеченными иные участники. Заметим, что в соответствии и с действующим уголовным зако­ном не все субъекты преступлений, предусмотренных в главе 30 УК РФ, одинако­вы. Например, в таких посягательствах, как дача взятки (ст. 291 УК РФ) и посред­ничество во взяточничестве (ст. 29Iі УК РФ), субъект общий.

Очевидно, что основную опасность для общественных отношений, возни­кающих по поводу воздействия государства на все сферы жизни общества, пред­ставляет коррупция. Подверженные такому посягательству публичные отношения приобретают свойство коррупционных. Их участниками в законодательном опреде­лении коррупции[1] названы не только лица, наделенные различными полномочиями в государственных и негосударственных организациях, но и обычные граждане.

Методологическое значение уголовно-правовой охраны осуществления функций государства, в числе прочего, заключается в создании предпосылок для переноса вектора предупреждения с посягательств отдельных должностных лиц на коррупционные отношения и для расширения представления о возможных субъектах. Последних можно разделить на две группы. Первые в силу возложен­ных на них полномочий представляют интересы государства, вторые являются носителями частного интереса. «Выполнение функций государства, - пишет о первых JL А. Морозова, - возлагается на государственные органы, их должност­ных лиц, государственные учреждения и организации. Они главные субъекты реализации функций государства. Однако в осуществлении этих функций (далее названы вторые. - В. Б.) участвуют и негосударственные объединения и органи­зации...»[2]. Учитывая, что речь идет об основных направлениях управленческой деятельности именно государства, без участия первых (назовем их по традиции должностными лицами) посягательство на функции государства невозможно.

«Основание государственного управления составляют должности»[3]. «Вне должностей государственной службы, - пишет А. Ф. Ноздрачев, - государствен­ная власть реально не существует»[4]. Понятие должностного лица как специаль­ного субъекта преступлений является одним из наиболее дискутируемых в науке, а установление его признаков в следственно-судебной практике часто вызывает сложности. Содержанием предоставленных должностному лицу полномочий, возможностями, связанными с их соответствующим положением, предопределя­ется механизм причинения вреда функционированию государства, конкретное выражение ущерба личности, обществу.

«С каждою должностью, - писал Б. Н. Чичерин, - соединяются известные права и обязанности, истекающие из самой ее цели и занимаемого ею места в го­сударственном устройстве. Целью определяется как то, что должность призвана совершать, то есть сопряженные с нею обязанности, так и то, что она может тре­бовать от граждан, то есть принадлежащие ей права»[5]. Законодатель в примеча­нии к ст. 285 УК РФ определяет признаки должностных лиц не через должности, занимаемые ими в структуре государства, а через выполняемые функции. Это ли­ца, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно­распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Рос­сийской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Фе­дерации. Существенными являются три момента: обоснованность исполнения полномочий; осуществление субъектом хотя бы одной из трех функций и место, где должностное лицо осуществляет власть непосредственно или служит.

Основным признаком должностных лиц выступает осуществление ими вла­стных, организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий. Ведущую роль в осуществлении государственных функций играют представители власти. При этом трудно согласиться с упреками в адрес законода­теля по поводу того, что он «...без достаточных аргументов игнорирует возмож­ность осуществления функций представителя власти в коммерческих...» органи-

166

зациях .

В начале XX в. отечественный государствовед Н. М'. Коркунов писал, что только наделенный полномочиями власти получает легкую возможность, пользу­ясь ими, совершать такие правонарушения, которые не могут быть совершены ча­стными лицами, например, лихоимство, неправосудне и др.[6] В примечании к ст. 318 УК РФ дается легальное определение представителя власти. Им признает­ся должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распоря­дительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служеб­ной зависимости. Распорядительные полномочия предполагают право принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями, не-

і            f

зависимо от их ведомственной подчиненности.

«Таким образом, деятельность представителей власти, - пишет Б. В. Волженкин, - строится на взаимоотношениях с лицами, не находящимися в его служебном подчинении. Многие представители власти вообще не имеют под­чиненных им по службе лиц (а если и имеют, то их статус как представителей власти определяется не наличием распорядительных полномочий в отношении подчиненных), но обладают властными полномочиями по отношению к широко­му, не определенному заранее кругу граждан»[7].

О наличии у должностного лица властных полномочий свидетельствует нор­мативно предоставленное ему право применять государственное принуждение, принимать решения, имеющие юридическое значение для других. Вообще спо­собность изменять правоотношения, своим служебным поведением создавать юридические последствия для физических и юридических лиц является сущест­венным признаком должностных лиц. Иной точки зрения придерживается А. В. Шнитенков. «Реализация подобного предложения, - поясняет ученый, - приведет к тому, что под такую законодательную дефиницию можно будет под­вести действия любого человека, в том числе и служащего. Фактически большин­ство действий любого человека, в том числе и служащего, имеет юридическое значение»[8]. Действительно, у гражданина, взявшего кредит, появляются имуще­ственные обязанности перед банком, при совершении лицом преступления возни­кают основания для привлечения его к уголовной ответственности, а служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть наказан. Но во всех пере­численных случаях субъекты создают последствия для себя.

Должностные лица уполномочены изменять правовые отношения, принимать решения, имеющие юридическое значение для других, распоряжаться государст­венным или муниципальным имуществом. Данное обстоятельство представляется существенным при отграничении их от государственных и муниципальных слу­жащих, не являющихся должностными лицами, и других граждан. «Действия ли­ца являются юридически значимыми, - поясняет А. Лукашов, - когда они, незави­симо от действий иных субъектов права, влекут возникновение, изменение или прекращение правоотношений между другими субъектами права. В отношениях между такими субъектами права, возникшими (изменившимися, прекратившими­ся) на основании юридически значимого действия, лицо, совершившее указанное действие, участия не принимает»[9].

Право совершать по службе юридически значимые действия рассматривается в качестве существенного признака должностного лица такими известными ис­

 

следователями, как А. Б. Сахаров и Б. В. Волженкин . Руководители коммерче­ских и иных организаций, указанные в п. 1 примечания к ст. 201 УК РФ, также могут принимать решения, имеющие значение для граждан, например в сфере трудовых отношений. Они могут распоряжаться имуществом. Но, в отличие от руководителей коммерческих организаций, представители власти непосредствен­но изменяют публичные правоотношения, которые складываются между лично­стью, субъектами предпринимательской деятельности, общественными организа­циями, с одной стороны, и государством - с другой.

  1.  Сахаров А. Б. Ответственность за должностные злоупотребления по советскому уго­ловному праву. М., 1956. С. 101; Волженкин Б. В. Служебные преступления. С. 117.
  2.  Рос. газета. 2009. 30 окт.
 

Сложной по содержанию, а поэтому требующей комментария является си­туация, когда виновный осуществляет функции, присущие должностным лицам по специальному полномочию. В соответствии с п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о зло­употреблении должностными полномочиями и превышении должностных полно­мочий» по специальному полномочию лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то орга­ном или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществлять­ся в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой172. Между тем в теории и судебной практике остается дискус­сионным вопрос о признании или непризнании субъектами должностных престу­плений дружинников, внештатных сотрудников органов внутренних дел и пред­ставителей иных общественных формирований. Так, Президиум Верховного Суда Российской Федерации признал ошибочным решение о привлечении к уголовной ответственности за получение взяток внештатного сотрудника милиции М., отме­тив, что последний не обладал процессуальными и административными полномо­
чиями, а имел право выполнять только отдельные поручения сотрудника мили­ции, за которым был закреплен[10].

Полемизируя с высшей судебной инстанцией, А. В. Шнитенков ссылается на приказы и инструкции МВД, допускающие несение внештатными сотрудниками милиции дежурства по охране общественного порядка. Он относит их к предста­вителям власти[11]. Само по себе патрулирование и пресечение противоправного поведения не является проявлением властных полномочий. Подобной деятельно­стью по собственной инициативе могут заниматься все без исключения граждане. В качестве правовой основы здесь выступает такой институт уголовного права, как обстоятельства, исключающие преступность деяния.

 

[1] О противодействии коррупции : федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЭ // Рос. газета. 2008. 30 дек; 2013. 30 дек.

[2] Морозова Л А Теория государства и права : учебник. С. 114.

[3] Чичерин Б. Н. Курс государственной науки : в 2 ч. М., 1894. Ч. I. С. 354.

[4] Ноздрачев А. Ф. Преобразования в системе государственной службы в контексте адми­нистративной реформы // Законодательство и экономика. 2005. № 12. С. 8.

[5] Чичерин Б. Н. Курс государственной науки : Ч. I. С. 66.

[6] Коркунов Н. М. Русское государственное право. Т. 2. : часть Особенная. СПб., 1909. С. 699.

[7] Волженкин Б. В. Служебные преступления : Комментарий законодательства и судеб­ной практики. СПб., 2005. С. 76.

[8] Шнитенков А В Понятие должностного лица в уголовном праве. Оренбург, 2004.

С. 48.

[9] Лукашов А Понятие должностного лица в уголовном праве : проблема применения су­дами и пути ее решения // Бюллетень нормативно-правовой информации Республики Беларусь. 2001. № 44 (Цит. по : Шнитенков А. В. Указ. соч. С. 50).

[10] Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 21 февраля 2001 г. №47п01 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001. № 12. С. 10.

[11] Шнитенков А. Внештатный сотрудник милиции должностное лицо // Уголовное право. 2003. №3. С. 75.

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/87536.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.