У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Превышение должностных полномочий

Превышение должностных полномочий - это очевидно незаконные действия субъекта, который при совершении данного посягательства выступает не как ча­стное лицо, а как представитель органа власти или иной организации, осуществ­ляющий государственные функции. Так, оперуполномоченные уголовного розы­ска JL, С. и П. применили насилие к Ф., требуя, чтобы он признался в совершении грабежа[1]. Заметим, что наносимые виновными «удары руками и ногами по голо­ве потерпевшего», а также требование признаться в совершении преступления не могут рассматриваться как использование предоставленной им власти. Но связь между применяемым ими насилием и приданными им должностными полномо­чиями, которые они превысили, очевидна.

Закон характеризует преступления, предусмотренные ст. 286 УК РФ, как действия, явно выходящие за пределы полномочий должностного лица и повлек­шие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организа­ций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Состав дан­ного преступления по конструкции является материальным. Как определено в диспозиции должностного превышения, данное посягательство может быть со­вершено только действием. В постановлении Пленума Верховного Суда Россий­ской Федерации от 16 октября 2009 г. «О судебной практике по делам о злоупот­реблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» описываются четыре типичных способа превышения должностных полномочий. Во-первых, это совершение должностным лицом действий, относя­щихся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу). Во-вторых, это действия, которые могут быть совершены самим долж­ностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершен­нолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц). В-третьих, действия, которые совершаются единолично, при том что они могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или ор-

 

ганом. В-четвертых, это совершение должностным лицом действий, которые ни­кто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать331.

Второй типичный случай совершения преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ, состоящий в совершении действий, на которые имеет право само должностное лицо только при наличии особых обстоятельств, требует анализа. Если под фигурирующими в диспозиции действиями понимать реализацию вла­стных, организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, то подобное деяние представляет собой незаконное использование должностным лицом своих полномочий, т. е. злоупотребление (ст. 285 УК РФ).

Некоторые авторы утверждают: «...применение оружия является составной частью властных (организационно-распорядительных) функций воинского долж-

332

ностного лица» . Полагаем, что применение оружия и специальных средств само по себе не может представлять собой реализацию властных полномочий. Во- первых, такие действия не являются распорядительными, они не создают юриди­ческих последствий для других; во-вторых, применить оружие в отношении пре­ступника, который угрожает жизни его самого или иных лиц, может любой граж­данин. Вместе с тем представители власти при осуществлении распорядительных полномочий могут предъявлять гражданам требования, которые должны испол­няться. И если ненасильственные способы не обеспечивают их выполнения, воз­можно применение физической силы, специальных средств, а в некоторых случа­ях и оружия. Неправомерное, ничем не оправданное насилие со стороны должностного лица не может представлять собой реализацию каких бы-то ни бы­ло полномочий. Эти действия явно выходят за их пределы. Следовательно, ст. 286 УК РФ содержит запрет не на распорядительные и управленческие, а на имитацию подобных действий неуполномоченным должностным лицом и любые другие действия, которые никто и никогда не вправе совершать.

  1.  Рос газета. 2009. 30 окт.
  2.  Зателепин О К Конкуренция уголовно-правовых норм при квалификации некоторых преступлений против военной службы// Российский военно-правовой сборник. 2004. №1.                                                                                                            , С. 24.

Поэтому неправильно квалифицировать поведение инспектора лесной охра­ны, который «...в нарушение требований закона разрешил спилить деревья во вверенном ему обходе лесничества...»[2] как превышение должностных полномо­чий. Судом констатировалось, что подсудимый имеет «прайо проверять докумен­ты на право порубки леса, принимать меры к предотвращению незаконной поруб­ки леса, составлять протоколы (акты) о самовольных порубках леса»[3]. Следовательно, разрешая порубку, инспектор не вышел за пределы своих полно­мочий, а злоупотребил ими.

Как действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе со­вершить, можно характеризовать применение оперуполномоченным М. насилия к К. с целью добиться от него признания в совершении кражи . Возможны и нена­сильственные способы совершения третьего типичного вида превышения долж­ностных полномочий. Как превышение должностных полномочий были квалифи­цированы действия первого вице-губернатора Амурской области К. «По данным следствия, он требовал от фирм и предпринимателей перечислять один процент от оборота на счет жилищного фонда при губернаторе Амурской области за пре­доставление квот на привлечение иностранных работников. Причиненный им ущерб составил около полутора миллионов рублей»[4]. Требования, которые вице- губернатор предъявлял к предпринимателям, были очевидно противоправными.

В другом случае правильно по ч. 1 ст. 286 УК РФ были квалифицированы дей­ствия дознавателя Т., которые выразились в высказывании угроз в отношении М. при подписании последним фиктивных процессуальных документов по сфальсифи­цированному уголовному делу[5]. Должностному превышению присуща особая связь между виновным и потерпевшим, о чем пишет Б. В. Волженкин: «Ответст­венность за превышение должностных полномочий наступает лишь в том случае, когда должностное лицо обладало какими-либо полномочиями по отношению к потерпевшему физическому лицу или организации, права и интересы которых существенно нарушены действиями должностного лица»[6]. Преподаватели Ин­ститута экономики при Дальневосточном университете путей сообщения обрати­лись с коллективным заявлением в следственный комитет. Из заявления следова­ло, что ректор этого института принуждала преподавателей в течение двух лет выставлять положительные оценки своему сыну, студенту этого же вуза. Послед­ний в период с 2005 по 2007 гг. занятия по объективным причинам посещать не мог, так как находился в местах лишения свободы в Испании[7]. В приведенном примере ректор не использовала непосредственно организационно­распорядительные полномочия, которыми обладала. Принуждение преподавате­лей к выставлению положительных оценок студенту, который фактически экза-

а

мены не сдавал, стало возможным в силу ее должностного положения.

Необходимым условием ответственности за превышение должностных пол­номочий является связь между совершенными лицом действиями и его обязанно­стями по службе. В противном случае любое преступление, совершенное должно­стным лицом, следовало бы рассматривать как превышение. Уложение о наказаниях 1885 г. устанавливало ответственность за применение насилия раз­личной степени интенсивности или оскорбление кого-либо «при отправлении должности» в самостоятельных нормах - ст.ст. 345, 346, 347[8]. Законодатель тех лет правильно рассудил, что насилие, не связанное с исполнением служебных обязанностей, не может развивать те или иные служебные полномочия, а тем бо­лее - вытекать из них. Должностное преступление может быть совершено только «при отправлении должности».

Приведем пример учета данного критерия современным правоприменителем. По мнению суда, отсутствовали признаки превышения должностных полномочий в действиях милиционера батальона патрульно-постовой службы милиции 3. Зна­комый попросил осужденного оказать воздействие на лиц, употребляющих нарко­тики и притесняющих его. В свободное от службы время 3. произвел личный дос­мотр потерпевших, осмотрел их с целью обнаружить следы от уколов, а затем беспричинно избил. Суд отметил, что, совершая преступление, «...3. не находил­ся при исполнении служебных обязанностей, его действия не были связаны с от­правлением властных полномочий, он руководствовался личными хулиганскими мотивами, применил к К. насилие, чем грубо нарушил общественный порядок»[9].

Ранее Верховный Суд СССР, исключая норму о превышении из обвинения участкового инспектора Д., признал необоснованной ссылку «...в протесте на то, что убийство Ж. было связано с действиями Л. по службе. Это преступление на­ходится в общей цепи со всеми предшествующими хулиганскими действиями, и по своим мотивам ничем от них не отличалось. Проверка документов в данном случае была лишь поводом для хулиганского приставания к гражданам, о чем свидетельствовали и все совершенные Л. при этом действия»[10].

Превышение должностных полномочий представляет собой очевидно непра­вомерные действия, связанные с выполняемыми субъектом служебными задача­ми. Не могут квалифицироваться по ст. 286 УК РФ действия, хотя и совершенные в служебное время, но не имеющие отношения к компетенциям виновного. Так, следователь 3. избрал С., обвиняемому в незаконном хранении наркотиков, меру пресечения в виде подписки о невыезде. При возвращении принадлежащих ему 368 руб. он взял у С. деньги в сумме 50 (пятьдесят) рублей одной купюрой для личных нужд. Верховный Суд Республики Бурятия квалифицировал действия следователя по ч. 1 ст. 285 УК РФ, пояснив, что «...деяние причинило существен­ный вред интересам общества и государства в виде подрыва авторитета правоох­ранительных органов»[11]. При этом в приговоре обосновывалось злоупотребление служебным положением, а не полномочиями. Президиум Верховного Суда Рос­сийской Федерации в части, касающейся осуждения следователя по ч. 1 ст. 285 УК РФ, производство по делу прекратил, отметив, что подрыв авторитета органов власти сам по себе не является существенным вредом и не свидетельству­ет о наличии в действиях 3. данного состава преступления.

Действительно, в приведенном примере следователь использовал должност­ное положение, но его поведение не имело никакой связи с решением служебных задач. В действиях 3. присутствуют все признаки грабежа. ^«Открытым хищением чужого имущества, предусмотренным ст. 161 УК РФ, является такое хищение, ко­торое совершается в присутствии собственника или иного, владельца имущества либо на виду у посторонних, когда лицо, совершающее это преступление, сознает, что присутствующие при этом лица понимают противоправный характер его дей­ствий, независимо от того, принимали ли они меры к пресечению этих действий или нет»[12]. Ситуация совершения грабежа должностным лицом, которое для об­легчения посягательства использует свое служебное положение, позволяет поста­вить вопрос о необходимости корректировки предусмотренного в УК РФ обстоя­тельства, отягчающего наказание. Так, пункт «м» ч. 1 ст. 63 УК РФ в качестве отягчающего наказание обстоятельства предусматривает совершение «преступле­ния с использованием доверия, оказанному виновному в силу его служебного по­ложения или договора». Считаем, что в данном случае не следовало ограничивать использование служебного положения конкретным способом.

 

[1] Архив Советского районного суда г. Омска за 2007 г. Уголовное дело № 1-426.

[2] Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. № 2. С. 19.

[3] Там же.

[4] Рос. газета. 2009. 20 февраля.

[5] Обзор кассационной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за 2007 год // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. № 9. С. 17.

[6] Волженкин Б В Служебные преступления : Комментарий законодательства и судеб­ной практики. С. 137.

39 Вандышева Ю Корочки из-за решетки. Руководитель вуза «учила» сына, пока тот от­бывал наказание в тюрьме // Рос. газета. 2008. 20 июня.

[8] Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. Изд. Н. С. Таганцевым. СПб., 1901. С. 338-339.

[9] Архив Ленинского районного суда г. Омска за 1997 г. Уголовное дело № 1-1893.

[10] Бюллетень Верховного Суда СССР. 1970. № 3. С. 25-26.

[11] Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации № 51п2003 от 26 марта 2003 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[12] О судебной практике по делам о краже, грабеже и - разбое : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 29 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. №2. С. 5.

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/87536.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.