Быстрый переход к готовым работам
|
Превышение должностных полномочийПревышение должностных полномочий - это очевидно незаконные действия субъекта, который при совершении данного посягательства выступает не как частное лицо, а как представитель органа власти или иной организации, осуществляющий государственные функции. Так, оперуполномоченные уголовного розыска JL, С. и П. применили насилие к Ф., требуя, чтобы он признался в совершении грабежа[1]. Заметим, что наносимые виновными «удары руками и ногами по голове потерпевшего», а также требование признаться в совершении преступления не могут рассматриваться как использование предоставленной им власти. Но связь между применяемым ими насилием и приданными им должностными полномочиями, которые они превысили, очевидна. Закон характеризует преступления, предусмотренные ст. 286 УК РФ, как действия, явно выходящие за пределы полномочий должностного лица и повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Состав данного преступления по конструкции является материальным. Как определено в диспозиции должностного превышения, данное посягательство может быть совершено только действием. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» описываются четыре типичных способа превышения должностных полномочий. Во-первых, это совершение должностным лицом действий, относящихся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу). Во-вторых, это действия, которые могут быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц). В-третьих, действия, которые совершаются единолично, при том что они могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или ор-
ганом. В-четвертых, это совершение должностным лицом действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать331. Второй типичный случай совершения преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ, состоящий в совершении действий, на которые имеет право само должностное лицо только при наличии особых обстоятельств, требует анализа. Если под фигурирующими в диспозиции действиями понимать реализацию властных, организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, то подобное деяние представляет собой незаконное использование должностным лицом своих полномочий, т. е. злоупотребление (ст. 285 УК РФ). Некоторые авторы утверждают: «...применение оружия является составной частью властных (организационно-распорядительных) функций воинского долж- 332 ностного лица» . Полагаем, что применение оружия и специальных средств само по себе не может представлять собой реализацию властных полномочий. Во- первых, такие действия не являются распорядительными, они не создают юридических последствий для других; во-вторых, применить оружие в отношении преступника, который угрожает жизни его самого или иных лиц, может любой гражданин. Вместе с тем представители власти при осуществлении распорядительных полномочий могут предъявлять гражданам требования, которые должны исполняться. И если ненасильственные способы не обеспечивают их выполнения, возможно применение физической силы, специальных средств, а в некоторых случаях и оружия. Неправомерное, ничем не оправданное насилие со стороны должностного лица не может представлять собой реализацию каких бы-то ни было полномочий. Эти действия явно выходят за их пределы. Следовательно, ст. 286 УК РФ содержит запрет не на распорядительные и управленческие, а на имитацию подобных действий неуполномоченным должностным лицом и любые другие действия, которые никто и никогда не вправе совершать.
Поэтому неправильно квалифицировать поведение инспектора лесной охраны, который «...в нарушение требований закона разрешил спилить деревья во вверенном ему обходе лесничества...»[2] как превышение должностных полномочий. Судом констатировалось, что подсудимый имеет «прайо проверять документы на право порубки леса, принимать меры к предотвращению незаконной порубки леса, составлять протоколы (акты) о самовольных порубках леса»[3]. Следовательно, разрешая порубку, инспектор не вышел за пределы своих полномочий, а злоупотребил ими. Как действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить, можно характеризовать применение оперуполномоченным М. насилия к К. с целью добиться от него признания в совершении кражи . Возможны и ненасильственные способы совершения третьего типичного вида превышения должностных полномочий. Как превышение должностных полномочий были квалифицированы действия первого вице-губернатора Амурской области К. «По данным следствия, он требовал от фирм и предпринимателей перечислять один процент от оборота на счет жилищного фонда при губернаторе Амурской области за предоставление квот на привлечение иностранных работников. Причиненный им ущерб составил около полутора миллионов рублей»[4]. Требования, которые вице- губернатор предъявлял к предпринимателям, были очевидно противоправными. В другом случае правильно по ч. 1 ст. 286 УК РФ были квалифицированы действия дознавателя Т., которые выразились в высказывании угроз в отношении М. при подписании последним фиктивных процессуальных документов по сфальсифицированному уголовному делу[5]. Должностному превышению присуща особая связь между виновным и потерпевшим, о чем пишет Б. В. Волженкин: «Ответственность за превышение должностных полномочий наступает лишь в том случае, когда должностное лицо обладало какими-либо полномочиями по отношению к потерпевшему физическому лицу или организации, права и интересы которых существенно нарушены действиями должностного лица»[6]. Преподаватели Института экономики при Дальневосточном университете путей сообщения обратились с коллективным заявлением в следственный комитет. Из заявления следовало, что ректор этого института принуждала преподавателей в течение двух лет выставлять положительные оценки своему сыну, студенту этого же вуза. Последний в период с 2005 по 2007 гг. занятия по объективным причинам посещать не мог, так как находился в местах лишения свободы в Испании[7]. В приведенном примере ректор не использовала непосредственно организационнораспорядительные полномочия, которыми обладала. Принуждение преподавателей к выставлению положительных оценок студенту, который фактически экза- а мены не сдавал, стало возможным в силу ее должностного положения. Необходимым условием ответственности за превышение должностных полномочий является связь между совершенными лицом действиями и его обязанностями по службе. В противном случае любое преступление, совершенное должностным лицом, следовало бы рассматривать как превышение. Уложение о наказаниях 1885 г. устанавливало ответственность за применение насилия различной степени интенсивности или оскорбление кого-либо «при отправлении должности» в самостоятельных нормах - ст.ст. 345, 346, 347[8]. Законодатель тех лет правильно рассудил, что насилие, не связанное с исполнением служебных обязанностей, не может развивать те или иные служебные полномочия, а тем более - вытекать из них. Должностное преступление может быть совершено только «при отправлении должности». Приведем пример учета данного критерия современным правоприменителем. По мнению суда, отсутствовали признаки превышения должностных полномочий в действиях милиционера батальона патрульно-постовой службы милиции 3. Знакомый попросил осужденного оказать воздействие на лиц, употребляющих наркотики и притесняющих его. В свободное от службы время 3. произвел личный досмотр потерпевших, осмотрел их с целью обнаружить следы от уколов, а затем беспричинно избил. Суд отметил, что, совершая преступление, «...3. не находился при исполнении служебных обязанностей, его действия не были связаны с отправлением властных полномочий, он руководствовался личными хулиганскими мотивами, применил к К. насилие, чем грубо нарушил общественный порядок»[9]. Ранее Верховный Суд СССР, исключая норму о превышении из обвинения участкового инспектора Д., признал необоснованной ссылку «...в протесте на то, что убийство Ж. было связано с действиями Л. по службе. Это преступление находится в общей цепи со всеми предшествующими хулиганскими действиями, и по своим мотивам ничем от них не отличалось. Проверка документов в данном случае была лишь поводом для хулиганского приставания к гражданам, о чем свидетельствовали и все совершенные Л. при этом действия»[10]. Превышение должностных полномочий представляет собой очевидно неправомерные действия, связанные с выполняемыми субъектом служебными задачами. Не могут квалифицироваться по ст. 286 УК РФ действия, хотя и совершенные в служебное время, но не имеющие отношения к компетенциям виновного. Так, следователь 3. избрал С., обвиняемому в незаконном хранении наркотиков, меру пресечения в виде подписки о невыезде. При возвращении принадлежащих ему 368 руб. он взял у С. деньги в сумме 50 (пятьдесят) рублей одной купюрой для личных нужд. Верховный Суд Республики Бурятия квалифицировал действия следователя по ч. 1 ст. 285 УК РФ, пояснив, что «...деяние причинило существенный вред интересам общества и государства в виде подрыва авторитета правоохранительных органов»[11]. При этом в приговоре обосновывалось злоупотребление служебным положением, а не полномочиями. Президиум Верховного Суда Российской Федерации в части, касающейся осуждения следователя по ч. 1 ст. 285 УК РФ, производство по делу прекратил, отметив, что подрыв авторитета органов власти сам по себе не является существенным вредом и не свидетельствует о наличии в действиях 3. данного состава преступления. Действительно, в приведенном примере следователь использовал должностное положение, но его поведение не имело никакой связи с решением служебных задач. В действиях 3. присутствуют все признаки грабежа. ^«Открытым хищением чужого имущества, предусмотренным ст. 161 УК РФ, является такое хищение, которое совершается в присутствии собственника или иного, владельца имущества либо на виду у посторонних, когда лицо, совершающее это преступление, сознает, что присутствующие при этом лица понимают противоправный характер его действий, независимо от того, принимали ли они меры к пресечению этих действий или нет»[12]. Ситуация совершения грабежа должностным лицом, которое для облегчения посягательства использует свое служебное положение, позволяет поставить вопрос о необходимости корректировки предусмотренного в УК РФ обстоятельства, отягчающего наказание. Так, пункт «м» ч. 1 ст. 63 УК РФ в качестве отягчающего наказание обстоятельства предусматривает совершение «преступления с использованием доверия, оказанному виновному в силу его служебного положения или договора». Считаем, что в данном случае не следовало ограничивать использование служебного положения конкретным способом. [1] Архив Советского районного суда г. Омска за 2007 г. Уголовное дело № 1-426. [2] Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. № 2. С. 19. [3] Там же. [4] Рос. газета. 2009. 20 февраля. [5] Обзор кассационной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за 2007 год // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. № 9. С. 17. [6] Волженкин Б В Служебные преступления : Комментарий законодательства и судебной практики. С. 137. 39 Вандышева Ю Корочки из-за решетки. Руководитель вуза «учила» сына, пока тот отбывал наказание в тюрьме // Рос. газета. 2008. 20 июня. [8] Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. Изд. Н. С. Таганцевым. СПб., 1901. С. 338-339. [9] Архив Ленинского районного суда г. Омска за 1997 г. Уголовное дело № 1-1893. [10] Бюллетень Верховного Суда СССР. 1970. № 3. С. 25-26. [11] Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации № 51п2003 от 26 марта 2003 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». [12] О судебной практике по делам о краже, грабеже и - разбое : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 29 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. №2. С. 5.
Вся работа доступна по ссылке |
|