У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Халатность

Действующий уголовный закон определяет халатность (ст. 293 УК РФ) как неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязан­ностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, по­влекшее причинение крупного имущественного ущерба или существенное нару­шение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых за­коном интересов общества или государства. Статистические данные ГИАТТ МВД России за 2007-2013 гг. свидетельствуют о стабильно большом числе лиц, при­влекаемых к уголовной ответственности за халатность и тенденции его роста. Изучение Ю. Ю. Тищенко материалов судебной практики показало, что в 20% случаев под проявление ненадлежащего исполнения должностных обязанностей

369

«маскируется» коррупционное поведение должностных лиц .

В первой редакции УК РФ 1996 г. ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей признавалось преступным в случае, если оно «...повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства». В 2003 г. законодатель пошел по пути конкретизации признаков халатности, опре­делив в ч. 1 ст. 293 УК РФ последствия в виде крупного имущественного ущерба. Фактически было декриминализировано недобросовестное или небрежное отно­шение к служебным обязанностям, если его результатом выступили, например, существенный вред конституционным правам и свободам человека, неблагопри­ятные организационные изменения в обществе и государстве. Не все специалисты поддержали изменения от 8 декабря 2003 г. «Представляется, - писал Б. В. Вол- женкин, - что законодатель, отдав предпочтение причинению крупного ущерба перед такими последствиями, как причинение вреда здоровью средней тяжести, нарушение прав и свобод человека, допустил нарушение конституционного по- ложения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью» .

Т. Б. Басова после определения в 2003 г. законодателем последствий халат­ности в виде крупного имущественного ущерба отметила: «Вряд ли следует отка­зываться от традиции идентичным образом регламентировать в законе последст­вия таких должностных преступлений, как должностное злоупотребление,

•3*71

превышение должностных полномочий, халатность» . Подобное изменение, по мнению автора, влекло «...нарушение системности регламентации преступлений против государственной власти, государственной службы и службы в органах ме­стного самоуправления»[1].

Отметим, что в УК РСФСР 1922 г. ответственность за злоупотребление вла­стью, превышение или бездействие власти и халатное отношение к службе преду­сматривалась в одной статье (ст. 110 УК РСФСР 1922 г.) Перечисленные деяния признавались преступлением в случае наступления таких серьезных последствий, как «...расстройство центральных или местных хозяйственных аппаратов произ­водства, распределения или снабжения, или расстройство транспорта, заключение явно невыгодных для государства договоров или сделок, или всякий иной подрыв и расточение государственного достояния в ущерб интересам трудящихся». По­добный подход сохранился в ст. 112 УК РСФСР 1926 г. Традиционно унификация уголовного законодательства рассматривается как его достоинство. Вместе с тем важно понимать, что одной из задач Особенной части УК РФ является дифферен­циация ответственности за разные преступления.

Изменения, внесенные Законом Российской Федерации № 43-ФЗ от 8 апреля 2008 г., расширили возможные последствия халатности. О наличии данного пре­ступления теперь свидетельствует не только причинение крупного ущерба, но и существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Фактически вос­становлено содержание последствий, предусмотренное первоначальной редакци­ей ч. 1 ст. 293 УК РФ.

Так, в 1999 г. Центральным районным судом г. Омска В. был осужден за ха­латность. Он ненадлежащим образом исполнял обязанности оперативного дежур­ного городского отдела милиции по регистрации информации о преступлениях. В результате небрежности материалы проверки были утрачены, а тяжкое преступ­

 

ление укрыто от учета[2]. Описывая наступившие последствия, суд констатировал нарушение конституционных прав потерпевшего вследствйе укрытия преступле­ния, а также нарушение интересов общества и государства в своевременном, пол­ном и объективном его расследовании.

В квалифицированном составе халатности (ч. 2 ст. 293 УК РФ) в качестве по­следствий предусматривается причинение человеку тяжкого вреда здоровью или смерти. К подобным последствиям приводят неисполнение или ненадлежащее исполнение властных или организационно-распорядительных полномочий, а так­же обязанностей по должности. В первом случае это может быть, например, при­чинение по неосторожности вреда здоровью или смерти лицу, задержанному сра­зу после совершения преступления вследствие ненадлежащих условий его транспортирования сотрудниками полиции.

Часть 3 ст. 293 УК РФ предусматривает ответственность за халатность, кото­рая повлекла смерть двух и более лиц. Указанные последствия могут быть, на­пример, результатом ошибочного, ненадлежащим образом подготовленного орга­низационно-распорядительного решения командиров того или иного звена вооруженных сил. Например, принятие решения в боевой обстановке на марш без обеспечения необходимых мер безопасности: назначения головного дозора, по­ходного охранения.

Обращает на себя внимание то, что в диспозиции ст. 293 УК РФ указывается на неисполнение обязанностей, а не полномочий. Поэтому возникает проблема отграничения халатности от других преступлений, в которых последствия в виде тяжкого вреда здоровью или смерти являются результатом ненадлежащего вы­полнения субъектом своих профессиональных д обязанностей (чч. 2 и 3 ст. 109 УК РФ). Кроме того, к подобным посягательствам можно отнести неока­зание помощи больному (ч. 2 ст. 124 УК РФ), нарушение правил охраны труда (ст. 143 УК РФ), а также правил безопасности при ведении тех или иных видов работ (ст.ст. 216, 217 УК РФ и др.).

Проблему разрешает Б. В. Волженкин: «От халатности как служебного пре­ступления, состоящего в невыполнении или ненадлежащем выполнении обязан­ностей представителя власти, а также организационно-распорядительных или ад­министративно-хозяйственных обязанностей должностного лица, необходимо отличать случаи неисполнения или недобросовестного исполнения профессио­нальных обязанностей, никак не связанных с исполнением должностных полно­мочий субъекта, даже если они у него имеются. Поэтому, например, медицинские работники государственного (муниципального) учреждения здравоохранения (врач, хирург), допустившие небрежность при проведении лечения, хирургиче­ской операции, могут нести ответственность только за неосторожное преступле­ния против личности (ч. 2 ст. 109, ч. 2 ст. 118, ч. 4 ст. 122, ст. 124 УК РФ)»[3]. При этом Б. В. Волженкин характеризует как ошибочное утверждение о том, что пере­численные нормы являются специальными видами халатности[4].

В качестве примера можно привести уголовное дело в отношении В., осуж­денного Перовским районным судом г. Москвы по ч. 2 ст. 293 УК РФ. Согласно приговору он был признан виновным в том, что, являясь должностным лицом - заведующим отделением анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии Спасо-Перовского госпиталя мира и милосердия, после проведения хирургами

И

операций кесарева сечения роженицам Б. и Т., в которых он также принимал уча­стие в качестве врача-анестезиолога, не определив групповую принадлежность крови, находящейся в двух контейнерах и надеясь на правильность наклеенных им маркировок, произвел переливание крови Т. и Б. При этом он перепутал кон­тейнеры с кровью, в результате у Б. развился геморрагический шок II - III степе­ни, что причинило ей тяжкий вред здоровью, а Т. причинен легкий вред здоровью.

Судебная коллегия отметила, что забор и переливание крови В. осуществлял как врач, а не как должностное лицо - заведующий отделением анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии. Он, как врач-анестезиолог, проводивший анестезию Б. (что исключало на тот момент производство им переливания крови), взяв на себя функции врача-трансфузиолога, должен был профессионально ис­полнить обязанности и этого специалиста.

С учетом изложенного Судебная коллегия Верховного Суда изменила судеб­ные решения и переквалифицировала действия осужденного на ч. 2 ст. 118 УК РФ - как причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязан-

-376

ностеи .

Из данного решения видно, что халатность - это должностное преступление, и при установлении соответствующего состава важен не только статус субъекта, но и характер невыполненных или выполненных им недобросовестно обязанно­стей. Объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ, об­разует невыполнение обязанностей, непосредственно связанных с реализаций од­ного из трех видов полномочий должностных лиц. Действительно, ключевая характеристика должностных лиц заключается в их способности при осуществле­нии функций представителя власти, выполнении организационно­распорядительных и административно-хозяйственных полномочий принимать решения, создающие юридические последствия для других. Но важно понимать, что в деятельности должностных лиц правовые и организационные формы реали­зации функций государства тесно взаимосвязаны. Принятию управленческого решения могут предшествовать изучение документов, оценка доказательств, ус­тановление наличия или отсутствия иных оснований, в том числе и тех, изучение которых явилось результатом труда подчиненных. Поэтому было бы неверным исключать из содержания объективной стороны халатности небрежное осуществ­ление функций государства в организационной форме.

Подчеркнем: халатное отношение только к профессиональным, техническим обязанностям должно квалифицироваться по другим статьям, при наступлении предусмотренных в них последствий (чч. 2 и 3 ст. 109, ст.ст. 143 УК РФ, 216, 217 УК РФ и др.).

 

[1] Там же.

[2] Архив Центрального районного суда г. Омска за 1999 г. Уголовное дело № 138.

[3] Волженкин Б. В. Служебные преступления : Комментарий законодательства и судеб­ной практики. С. 244.

75 Там же.

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/87536.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.