Быстрый переход к готовым работам
|
Психолого-педагогические условия организации проектной деятельности как средство формирования социальной компетентностиОдной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проективной деятельности. Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать [144]. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во- первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логии- кой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.
Проект (от лат. projectus, букв,- брошенный вперед) - 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сору- жения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план[127]. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дыои, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, по прошествию времени идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования[175]. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления. Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания[176]. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить”[55] - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета[170]. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности[170]. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты-педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Метод проектов, как педагогическая технология, предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Современное общество требует, чтобы будущий специалист был грамотным, стремящимся к самообразованию, умеющей пользоваться приобретенными знаниями для познания мира, для решения новых познавательных задач. Будущий специалист должен обладать коммуникативными умениями и навыками, исполнять разные социальные роли, уметь самоопределиться в сложном мире. Одним из показателей развития личности будущего специалиста является уровень сформированности её социальной компетентности. Одной из важных характеристик гуманистически ориентированного гражданского общества является полипрофессиональность. Она предполагает сформированность у личности социальной умелости, профессиональной мобильности, способности и стремления не просто искать вид профессиональной деятельности и место работы по душе, а как основу личностного роста, индивидуальной и социальной самореализации. Современному учителю так же необходимы гибкость и нестандартность мышления, умение адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. А это возможно лишь при высоком уровне профессиональной компетентности, наличии развитых профессиональных способностей. Проблемы проектирования находятся в центре научных интересов многих отечественных и зарубежных исследователей. Саморефлексия проектной культуры в широких научных кругах - технических и гуманитарных (Т. Мальдонадо, Дж.К. Джонс, К.М. Кантор, О.И. Генисаретский, В.М. Глазычев, И.И. Ляхов, В.М. Розин, В.Ф. Сидоренко, Г.П. Щедровицкий и др.) [135] позволяет говорить о проектном подходе к рассмотрению тех или иных процессов действительности. Проектность и проектосообразность современной интеллектуальной и социокультурной среды являются актуальной проблематикой научного поиска. Среди факторов, определяющих успешность решения данной задачи, одно из основных мест принадлежит включению будущих педагогов в проектную деятельность, начиная с первых лет профессионального обучения. Методические аспекты обучения проектированию в образовательном процессе рассмотрены в трудах П.Р. Атутова, Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко и др. В теоретико-методических исследованиях рассматривается проектная деятельность, в которую включены субъекты образовательного процесса в ходе выполнения творческих проектов. В процессе учебного проектирования происходит овладение не только средствами и способами конкретной деятельности, но и личностное развитие. В системе профессионального обучения эти аспекты приобретают особую значимость, так как продуктивное усвоение профессиональных знаний, умений, навыков, социально и профессионально ориентированное личностное развитие будущих специалистов, формирование их профессиональной компетентности являются приоритетными задачами процесса подготовки квалифицированных кадров. Социальная компетентность - это, прежде всего, общественная активность, желание жить в социуме, мотивированность. Поэтому в процессе обучения используются следующие методические средства: мотивация учебной деятельности, создание обстановки, вызывающей положительные эмоции в общении “учитель - ученик - учитель”, создание ситуации успеха, организация самоанализа собственной деятельности.
Вся работа доступна по ссылке |
|